Вдохновлялась Гарри Поттером и лекциями по медицине: как врач из Челябинска стала писать детские книги

Челябинка Елена Наумова – автор цикла волшебных повестей про школу магии «Аквилон» и преподаватель детской студии литературного мастерства «Легкое перо». В интервью «КП-Челябинск» она рассказала, как приобщить детей к чтению, легко ли начинающим авторам пробиться на платформах самиздата и как рождаются замыслы книг, пишет КП-Челябинск.

— Как возник замысел первой книги серии «Школа магии «Аквилон»»?

— Все началось с участия в писательском марафоне, посвященном вселенной Гарри Поттера. Каждый день на протяжении двух недель участники получали задание: например, описать, как у героя возникла магическая способность, или рассказать о волшебном предмете, который помогает герою колдовать. Совместное творчество здорово подстёгивает вдохновение, дарит новые знакомства и поднимает настроение.

Жаль было бросать проделанную работу на полпути – так и появилась увлекательная сказочная повесть. Прошло время, и я стала тосковать по своим персонажам, по придуманному миру. Заклинания и магические снадобья, полеты на пегасах и волшебные артефакты… Я чувствовала, что история должна продолжиться, что я рассказала не все. И родилась вторая часть, третья, четвертая… Сейчас вышло уже семь книг.

— В соцсетях вы часто рассказываете о разных забавных ситуациях, которые происходят на занятиях школьной студии литературного мастерства, где вы преподаете. Случалось ли, что дети вас по-настоящему удивляли?

— Ребята удивляют каждый день. Они не боятся экспериментировать. Не боятся ошибиться и сделать что-то не так, в отличие от нас, взрослых. Более смелые в суждениях, бойко жонглируют рифмами, создавая классные стихи. Но что особенно поражает в детях – это неиссякаемый позитив. Они приходят на занятия, как маленькие солнышки. И я знаю, что в любой день, в любую погоду на наших встречах будут шутки, смех и много весёлых моментов. Так и получается, что я учу их писать, а они меня – улыбаться несмотря ни на что.

— Сегодня нередко приходится слышать о том, что современных детей невозможно увлечь чтением: у них клиповое сознание, которое выхватывает только быстро меняющийся визуальный ряд: скроллинг ленты соцсетей, просмотр роликов, игры. Но так ли это на самом деле?

— Да, часто говорят о том, что детей приходится заставлять читать, что называется, из-под палки. Но я верю, что эту задачку можно решить в пользу книг. Во-первых, обсуждать с ребенком, зачем же все-таки мы читаем? Кстати, когда мы говорили об этом на занятии с моими детьми-кружковцами, очень интересная беседа получилась. Ребята накидали много версий: чтобы быть грамотными, чтобы узнавать новое, чтобы поднимать настроение, чтобы расширять словарный запас. Было забавно услышать: чтобы получать пятёрки по литературе. А что? Зато честно!

А во-вторых, стоит подавать детям личный пример. Рассказывать, что сейчас читаем. Понравилось или нет? Какие эмоции испытали? Поделиться, что читали в детстве. Моему сыну девять, и он читает Гарри Поттера. Конечно, началось все с подачи родителей. Но обсуждение прочитанного теперь уже начинает он, а не мы, делится запомнившимися моментами и яркими цитатами. Это произошло не на раз-два. Для этого потребовалось время, но такая тактика непременно даст плоды.

— Как вам кажется, писать для детей легче или сложнее, чем для взрослой аудитории? Приходится менять оптику, чтобы подростки с интересом «проглатывали» страницы?

— Для детей писать не так легко, как кажется. Сложнее даже не сочинить сюжет. Не придумать волшебство и сказочных персонажей. Сложнее всего – написать текст от лица ребенка так, чтобы тебе поверили. Дети оперируют другими категориями, иначе смотрят на мир. Для них важно то, на что взрослый никогда не обратит внимания.

Иногда во время написания книг меня заносит – взрослые формулировки, безапелляционные суждения, штампы. Редактору приходится ловить меня за руку. Перечитываю и понимаю: ребенок действительно так мыслит, не говорит. Так что приходится постараться, чтобы получалось достоверно.

— Сегодня у начинающих авторов, с одной стороны, есть возможность выложить свои произведения на различных платформах самиздата, а не ждать годами, пока рукопись пробьет дорогу в издательство, с другой стороны, новые книги там теряются среди тысяч названий. Как завоевать читательскую аудиторию? Возможно ли это монетизировать и зарабатывать только писательским трудом?

— Я за самиздат. Для меня так работать над книгой более комфортно. Тот случай, когда я сама себе хозяйка и начальник. Да, я сама ответственна за все – оформление, публикацию, продвижение. Это трудно. Но при этом я могу работать в удобном для себя ритме, ни под кого не подстраиваясь. Действительно, на рынке самиздата очень большая конкуренция. Эти сервисы доступны, и авторов, пишущих достойно, огромное множество. Пробиться сложно, но, я считаю, возможно. Человек покупает у человека – так говорят. Нужно просто быть самим собой. Я веду страницу в соцсетях, рассказываю, что меня радует, что меня тревожит, какие события происходят в моей жизни. Именно это зарождает интерес ко мне сначала как к человеку, а уже потом и к моим книгам. Процесс не моментальный. Аудитория нарабатывается годами.

Финансовая сторона для меня, как и для всех авторов, очень важна. Продажи книг – это не только про деньги. Это про то, что отдача есть. Есть обратная связь. Ты понимаешь, что все не зря. То, что ты делаешь, нравится людям. И идешь творить дальше. Пока это не мой основной доход, но я никуда не тороплюсь. Муж и сын занимаются айкидо. Так вот их наставник в таких случаях говорит: «Быстро – это медленно, но постоянно».

— Многие сетевые авторы выкладывают текст книги прямо по ходу его создания, по главам. Как вы считаете, жесткий график и гонка не вредят писательскому вдохновению?

— На поглавную выкладку неоконченного черновика я вряд ли когда-то отважусь. Дедлайн – это не про меня. Затевая выкладку неоконченного произведения, автор заключает с порталом договор, обязуясь закончить книгу не позднее определенного срока. Невыполнение грозит штрафом. А это лишние нервы, тревоги и волнения. Я предпочту этого избежать.

Кроме того, я по натуре перфекционист и лучше сначала полностью закончу произведение, вычитаю, устраню ляпы и сюжетные дыры, а уже потом представлю на суд уважаемого читателя. А вот делать это я действительно буду по главам. Алгоритмы сайтов устроены таким образом, что чем чаще обновляется книга, тем с большей вероятностью сайт покажет ее пользователю. Значит будет больше прочтений и продаж.

— Ваше медицинское образование, увлечение музыкой просачиваются в книги? И правда ли, что идея повести или рассказа может возникнуть буквально из ничего: случайно услышанного обрывка разговора или поездки в общественном транспорте?

— У меня много рассказов про врачей. Мне интересно писать о медицинских случаях, о трудных ситуациях, с которыми сталкиваются доктора. Помогает муж, врач-хирург. Кое-что из его клинической практики тоже попало в книги. Например, рассказ «Пианистка» о синдроме Лайелла – это острая кожная аллергическая реакция, очень редкая.

Или вот еще случай, который тоже в итоге превратился в повесть. На лекции по аллергологии нам рассказывали о женщине, которая шла через цветущее поле и вдруг начала задыхаться. На несколько километров вокруг нее никого. Женщина понимает, что это проявление аллергии, и что никто ей сейчас не поможет. Если она что-то срочно не предпримет, то погибнет. Ее спасло то, что накануне прошел дождь. Женщина смочила платье в луже и приложила к лицу. Так и спаслась.

Когда я услышала эту историю, то сразу поняла, что будет книга. Я вынашивала идею три года, размышляя, кто эта женщина? Куда она шла? К кому? Откуда? И в итоге получилась романтическая повесть «Быть любимой».

— Прошлый год прошел под знаком стремительного проникновения нейросетей во все сферы жизни. И, конечно, появились опасения, что вскоре искусственный интеллект заменит профессионалов: фотографов, дизайнеров, копирайтеров, сценаристов, писателей. Как вам кажется, реальна ли такая угроза и используете ли вы нейросети при создании книг?

— Вместе с иллюстратором мы готовили обложки для книг с помощью нейросети. И у меня остались только положительные впечатления: мы сэкономили время, сгенерировали несколько вариантов картинок. Компьютер сделал ярко и красиво, но это вовсе не умаляет заслуг художника, который корректировал запрос, отбирал наиболее удачные варианты. Необходимы вкус и чувство прекрасного. Доступны ли они машине? Не знаю.

Мне кажется, нейросети незаменимы там, где требуется сделать много и быстро. Но тем ценнее что-то, созданное человеком. Люди искусства никуда не исчезнут – те, кто не может не писать, не рисовать… Это потребность души, а не просто хобби или заработок.

СПРАВКА КП

Елена Наумова — врач из Челябинска. В свободное от основной работы время пишет стихи, повести и рассказы. Пишет в двух жанрах — современная романтическая проза и подростковое фэнтези. Многократный участник и победитель литературных интернет-конкурсов. Член жюри литературного конкурса «Уральский книгоход». Организатор и руководитель детской литературной студии «Легкое перо».

Поделится