Изучаем культуру нагайбаков
Отведать покровских пирожков, поработать сеялкой, посидеть у печи — все это можно сделать в музее нагайбакской культуры. Только расположен он не в одноименном районе, а в селе Попово Чебаркульского района.
Руководитель музея Надежда Уряшева встречает нас песней, в руках каравай и соль. Почти как в русской традиции. На самом деле, в Чебаркульском районе проживает много нагайбаков, которые издавна охраняли рубежи.
Кто же такие нагайбаки?
Это этнографическая группа крещеных татар Волго-Уральского региона, в прошлом часть оренбургских казаков. В XVI веке после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным часть арских и казанских татар была крещена и выселена на территорию Башкирии. Предки нагайбаков жили в станице Нагайбакской, названной так по имени башкира Нагайбака, который кочевал в тех местах и отличался силой, храбростью и ловкостью (в боях и на охоте).
В 1736 году во время башкирского бунта нагайбаки отказались принять в нем участие, за это Российская империя записала их в казаки (в качестве приятного бонуса к званию прилагались большие наделы земли).
По данным переписи 2010 года, в России живет 8148 нагайбаков. Их самобытные традиции и культуру очень важно сохранить и донести до будущих поколений.
Экспонаты с историей
Музей расположен в местном Дворце культуры, занимает две комнаты. В первой рассказывается о том, как трудились нагайбаки на Уральской земле. На полках расставлены фотографии, есть среди них и предки самой Надежды Уряшевой, письма военных лет. Оказалось, что у нагайбаков было, как правило, всего две фамилии, поэтому многие придумывали прозвища, чтобы почтальоны не запутались.
— Бывало, что родные братья, получая паспорт, записывались кто русским, а кто татарином, — вспоминает Надежда Николаевна. — Когда мы были маленькими, русского языка не знали. А теперь наши дети не знают нагайбакского.
Большинство экспонатов музея принесены самим нагайбаками, поэтому у каждого своя история. Взять, к примеру, ткацкий станок. Для деревни такая «техника» была роскошью. Девушки и женщины в очередь выстраивались, чтобы поработать на нем. А однажды в послевоенные годы один парнишка посмотрел на станок, сделал чертеж и смастерил такой же. По словам Надежды Уряшевой, на нем и сейчас можно работать.
Для того чтобы понять, насколько трудными были будни земледельцев, руководитель музея предлагает поработать на просушке зерна. Сама веялка весит прилично, а махать ею приходилось весь день.
Пирожки на покров и пасьянсы
Вторая комната — о быте нагайбайков. В ней тепло и уютно. Стены украшены полотенцами с вышивкой, каждый узор особый — на удачу. Умоешься утром прохладной водой, оботрешься таким полотенчиком — и бодрости хоть отбавляй.
Особенно Надежда Уряшева гордится куколкой-нагайбачкой. Она вышла в коллекции кукол разных народов. На девушке этнический космюм — платье красного цвета с геометрическим рисунком, фартук, нагайбакские украшения и головной убор.
Завершается экскурсия чаепитием. Надежда Уряшева заваривает травяной чай и угощает национальными блюдами. Особое место среди них занимают покровские пирожки. Начинка в них из моркови и риса. Загибают тесто особым методом. Считается, что чем меньше пирожок, тем он лучше. И обязательно к ним полагается топленое масло.
А еще на тарелке кыстыбый — более знакомое блюдо из татарской кухни. Это лепешка с начинкой из толченной картошечки. Такой конвертик тоже лучше поливать топленым маслом.
Пробуем третье блюдо — дурычмак. Это нагайбакская лепешка из теста с картошкой — как ватрушка.
После сытного обеда Надежда Уряшева достает бобы, но не для закуски, а для гаданий. Бобы раскладывают как пасьянс, каждый раз убирая лишнее.
— У меня так мама гадала. Если переживала за кого-нибудь, обязательно раскладывала бобы, — добавляет хранительница нагайбакских традиций.
Управляем дождем
Один из самых ярких и сложных обрядов нагайбаков — вызывание дождя. Ведь затяжная засуха могла погубить урожай и оставить все село без запасов. Вот и собирались женщины большим кругом, готовили угощения для задабривания природы, пели особые песни и шли к реке. Обязательно нужно было опуститься в воду. Правда это или нет, но говорят — к вечеру дождь уже накрапывал.
Прощаемся мы с селом Попово на мосточке. Раньше он соединял русскую часть деревни с нагайбакской и до сих пор считается главной дорогой жизни. По нему таскали мешки с мукой и товарами для местного магазина, по нему проходили врачи, чтобы оказать помощь больным. А сейчас сюда приезжают туристы, чтобы сделать интересные фотографии.
Фото: Юлия РЕУТОВА