На Южном Урале зафиксирована новая волна звонков от мошенников, представляющихся сотрудниками налоговой. Преступники используют продуманные легенды и знание бюрократических процедур, чтобы обмануть ответственных жителей. О том, как работает схема и как не стать ее жертвой, — в материале «КП» — Челябинск». С историей, которая могла закончиться плачевно, столкнулась читательница «КП» Оксана. На ее телефон поступил звонок от неизвестной женщины, которая представилась сотрудницей налоговой службы.
— Позвонили мне, сказали, что моя компания не подала справку 2-НДФЛ. Чтобы исправить это, мне предложили прийти лично. И спрашивают: куда удобнее? — рассказывает Оксана.
Звонящая предложила девушке обратиться в управление ФНС по месту жительства, а не по прописке. Тогда закралось первое сомнение: Оксана прописана в Бакале Челябинской области, сейчас живет в Екатеринбурге, а компания, в которой она работает, вообще московская.
Собеседница детально описала процедуру: назвала реальный адрес налоговой в городе, ФИО инспектора и даже проинструктировала, какие кнопки нажимать в терминале для получения талона.
— Я сижу и записываю. Она начинает перечислять, на какие кнопочки нажать… Очень много говорила. А потом муж видит, что я записываю, и говорит мне: «Трубку клади!» И я понимаю, что делаю что-то не то, — делится Оксана. — Помню, когда положила трубку, они начали перезванивать, и с других номеров тоже. Говорили, что связь прервалась, но у них для меня очень важная информация.
В этот раз мошенникам не удалось довести схему до конца, но, как отмечают в полиции, некоторые люди даже не понимают, что их пытаются обмануть и верят звонящим.
Похожей историей поделилась челябинка Татьяна:
— Звонили в восьмом часу вечера. Я говорю: «Какая налоговая работает в это время? На часы хоть смотрите!» Похожий звонок поступал знакомому, который работает в правоохранительных органах, он им в шутку посоветовал обратиться напрямую к работодателю и заблокировал.
Главная цель — напугать
Старший оперуполномоченный управления по борьбе с киберпреступностью УМВД России по Челябинской области Алексей Старков подтверждает: атаки под видом налоговой службы мошенники стали проводить все чаще:
— Это распространенная схема, которая применяется давно. Преступники представляются сотрудниками ФНС, пытаются получить доступ к личным данным и вовлечь жертву в преступную деятельность.
Мошенники работают методами психологического воздействия. Их главная цель — напугать жертву. Человек, теряя критическое мышление, не может адекватно оценить ситуацию. Звонки с угрозами о «задолженностях», «ошибках в декларации», «ограничениях выезда» заставляют действовать быстро и необдуманно.
Как правило, после того, как жертву «загрузили» такой информацией, мошенники переходят ко второй части схемы. Они пытаются выудить заветный код из СМС, который поможет им получить доступ к банковским счетам или паролю от «Госуслуг».
— Если человек продиктовал код, что я категорически не рекомендую делать ни при каких обстоятельствах, нужно немедленно самостоятельно войти в личный кабинет на «Госуслугах». Если удалось — быстро сменить пароли. Если нет — злоумышленник мог вас опередить. В этом случае необходимо обратиться в МФЦ, чтобы сотрудники помогли восстановить доступ. Удаленно это сделать уже не получится.
Компетентно
По словам Марии Ларионовой, адвоката адвокатского бюро «ЛЕ-АРМ», сотрудники налоговой службы крайне редко выходят на связь по телефону — все общение в основном проходит через портал «Госуслуг». Однако звонки могут поступать, если недавно у вас была крупная сделка, например, с недвижимостью:
— Если мы говорим о работе с бизнесом, то вся отчетность проходит в электронном виде. Очень маловероятно, что когда-нибудь в принципе кто-то из налоговых инспекторов будет вам звонить. С физлицами — только если речь идет о существенных суммах начислений, допустим, сделки с недвижимостью или транспортом. Если поступил такой звонок, всегда уточняйте сами. Не отвечайте на вопросы — задавайте их. Все требования, запросы от налогового органа направляются на «Госуслуги». Если у вас возникли сомнения, нужно лично прийти в ФНС по существующему адресу и обратиться к инспектору самостоятельно. Только в таком порядке. Потому что никто по телефону не будет брать у вас личную информацию, организовывать запись и просить доступы. Сейчас все автоматизировано.
Бди!
Алексей Старков выделил главные признаки мошенничества, которые должны сразу насторожить.
1) Просьба продиктовать код из СМС.
— Я миллион раз буду повторять: при телефонном звонке ни при каких обстоятельствах нельзя называть код из СМС, — подчеркивает Алексей Старков.
2) Давление и спешка.
Любые попытки создать ощущение чрезвычайной ситуации и заставить вас действовать немедленно — это манипуляция.
Чтобы дополнительно защитить себя, можно оформить «самозапрет» на кредиты. Он поможет, если мошенник попытается дистанционно оформить на вас кредит.
Помните: настоящие сотрудники государственных служб никогда не звонят с требованием сообщить коды из СМС, перевести деньги или дистанционно «задекларировать» наличные. Любой такой звонок — повод немедленно положить трубку.
