«Вам подарок!» Мошенники обманывают южноуральцев по новым и уже испытанным схемам

Всего за полгода жители Челябинской области отдали мошенникам почти полтора миллиарда рублей, 37% всех преступлений в регионе – это дистанционное мошенничество.  Каким схемам злоумышленников продолжают верить южноуральцы и что делать, чтобы не потерять накопленное и не набрать кредитов? Об этом рассказала оперуполномоченный управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД России по Челябинской области майор полиции Айман Усольцева.

Каких только схем ни выдумывают мошенники в погоне за чужими деньгами. В последнее время в качестве легенды для доверчивых южноуральцев все чаще используется «курьерская доставка цветов и подарков».

— Сама схема по доставке подарков и букетов не нова, но по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций среди преступлений в сфере дистанционного мошенничества, — говорит Айман Усольцева. — Это всегда многокомпонентная атака. Одним из ее признаков на первых этапах преступления является выманивание у жертвы кода авторизации из сообщения.

Мошенники звонят жертве, чаще девушкам, представляясь курьером по доставке цветов и подарков. Как правило, это происходит в день рождения или на следующий день после заветной даты. По словам «сотрудника службы доставки», для того, чтобы получить презент, абонент должен назвать четырехзначный код из сообщения.

— При этом собеседник оказывает на жертву психологическое давление, поторапливает ее, ссылаясь на целый список адресов, по которым ему нужно успеть. Жертва попросту не успевает подумать, что, возможно, это мошенники, — продолжает сотрудник полиции. — А если девушка спрашивает, кто отправил букет или коробочку, ей отвечают, что тайный поклонник, и она с еще большей легкостью отправляет код мошенникам.

На следующем этапе жертве звонит «служащий банка» или «представитель правоохранительных органов» и сообщает о взломе личного кабинета на сайте «Госуслуги». Спасти деньги, которые теперь якобы в опасности, он предлагает переводом на безопасный счет.

— Никаких безопасных счетов не бывает, — предупреждает оперуполномоченный. — Мы это говорим везде, на всех профилактических мероприятиях. Самый безопасный счет — ваш.

Что происходит дальше, когда человек все-таки передает код мошенникам? Ситуация может разворачиваться по-разному. Бывает, что злоумышленник имитирует взлом личного кабинета на «Госуслугах» и запугивает жертву, подталкивая к переводу денег на сторонние счета. Однако случается, что, назвав код, человек, действительно, открывает доступ к личным данным. Имея информацию, мошенники оформляет на имя потерпевшего кредиты и микрозаймы.

В этой ситуации важно быстро заблокировать действия по своим банковским счетам, а также зайти в личный кабинет и поменять пароль. Можно обратиться в МФЦ.

С недавнего времени в нашей стране заработали механизмы, которые позволяют защитить счета от мошенников и импульсивных покупок. Один из таких — период охлаждения. Это временной промежуток, в течение которого банк не перечисляет клиенту заемные деньги. Если речь идет о сумме от 50 до 200 тысяч рублей — банк дает на размышление 4 часа, от 200 тысяч рублей — 48 часов. Однако нужно понимать, что после периода охлаждения деньги сразу спишутся с карты.

Другой важный инструмент защиты — правило второй руки. По нему клиент банка может совершать операции, например, снимать деньги, закрывать счет, выполнять переводы, только с согласия доверенного лица. Кто будет таким «контроллером», клиент решает лично, либо по нотариально заверенной доверенности. Каждый раз, когда клиент хочет провести операцию по счету, доверенное лицо получает СМС-сообщение и может остановить операцию.

— Эту опцию я советую подключить пожилым родственникам. Так же, как и оформить самозапрет на кредиты, — рекомендует Айман Усольцева. — Это может помочь в опасной ситуации.

Какие еще схемы обмана людей используют сегодня мошенники?

Чаще всего это звонки от якобы банковских сотрудников или сотрудников правоохранительных органов, после которых жертва переводит свои деньги на «безопасные счета» либо берет кредиты. Это также звонки о продлении договора на услуги компании сотовой связи, сообщения от фейкового начальника, ложного сотрудника Пенсионного фонда, где вдруг решили пересчитать пенсию в пользу пенсионера, и так далее.

Как отмечают полицейские, злоумышленники обычно играют на страхе людей потерять свои накопления, остаться без телефонной связи и домофона, быть обвиненными в пособничестве иностранным преступникам, а также на стремлении защитить близких, в общем-то понятном желании увеличить размер выплат от государства или получить новые социальные льготы. В полиции советуют никогда не продолжать разговор с сотрудниками ведомств и организаций, если они начинают торопить, давить, запугивать, предостерегать от звонка близким. Это мошенники, которым нужны ваши деньги и имущество.

Поделится