К 1 мая 1945 года южноуральцы уже с волнующим нетерпением ожидали весть о капитуляции нацистской Германии. 2 мая пришло известие о падении Берлина — и в городах области начали готовиться к еще более знаменательному событию. В каждой парторганизации выделили ответственных лиц по организации вывешивания государственных флагов, портретов вождей и командующих, призывов, плакатов, транспарантов. Повсеместно украшались площади, здания, приводились в порядок сады, скверы, улицы.
В Челябинске здания были оформлены нарядно, с электрической иллюминацией: на текстильной фабрике появился лозунг «Конец гитлеровской Германии», на табачной фабрике на углу Труда — Кирова — «Начало и конец карьеры Гитлера». На фасаде универмага № 2 на Кирова (торговый дом Валеева, позже известный как магазин «Молодежная мода») было вывешено большое панно «За нашу Советскую Родину!», а через дорогу, у Почтамта, и в сквере, где через двадцать лет возгорится Вечный огонь, установили транспаранты с карикатурами на тему «Русские прусских всегда бивали» — о победах русского оружия над немецкими армиями в разные времена.
С полудня 8 мая в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Копейске, Верхнем Уфалее и в других городах у репродукторов собирались громадные толпы людей, ожидавших важных сообщений. Последующей ночью практически никто не спал. Сообщение о безоговорочной капитуляции Германии было передано по радио в 4:15 утра местного времени. Несмотря на ранний час, оно молнией облетело население всех городов и сел области, люди с рассветом начали выходить на улицы. 9 мая было объявлено нерабочим днем, но многие рабочие и служащие все равно отправились в цеха и конторы — чтобы разделить радость праздника в коллективах.
Еще до полудня повсеместно начались праздничные митинги и демонстрации — таких многолюдных торжеств на Южном Урале не было до того еще никогда. В Челябинске в демонстрации участвовали 250 тысяч человек — две трети населения города! Выходили на праздничные сходы и жители сел и деревень. Порой эти мероприятия принимали экстравагантные формы — например, в селе Сысоево Октябрьского района жители 9 мая 1945 года устроили салют в честь Победы из охотничьих ружей.
Так описывала 9 мая 1945 года в Челябинске главная городская газета — «Челябинский рабочий»:
«…Первое мирное утро после четырех лет беспрерывных, не прекращающихся ни на один день кровопролитных сражений с врагом, покушавшимся на нашу жизнь и свободу, на честь и независимость, на труд и счастье советского народа, на светлое будущее наших детей. Брезжил весенний рассвет. Но город уже не спал. Ликующая, бурная радость бушевала на его улицах, одевшихся в торжественно-праздничные лозунги, транспаранты, панно, флаги. Многотысячные толпы трудящихся заполнили тротуары, скверы, площади… Люди смеялись, радовались, обнимали друг друга, и у всех на устах и на сердце — одно слово: «Победа!» (Демонстрация победителей: 9 мая 1945 года в Челябинске / В. Сержантов // Челябинский рабочий. — 1945. — 10 мая (№ 93).
В два часа дня сформированная на сборных пунктах по всему городу огромная колонна демонстрантов под гром оркестров прошла по улице Спартака (ныне — проспект Ленина), мимо трибун на площади Революции, где стояли руководители городских и областных органов власти, крупнейших предприятий Челябинска. Во главе колонны шли солдаты и офицеры Красной Армии — войска Челябинского гарнизона и курсанты военных училищ. За ними следовали школьники с портретами Сталина. А за ними — колонна работников промышленных предприятий.
Здесь тоже была своя иерархия: впереди всех шли рабочие и инженеры Челябинского Кировского завода (так в войну назывался ЧТЗ) — «гвардейцы тыла», за ними — коллективы заводов имени Серго Орджоникидзе (позже — «Станкомаш»), Кузнечно-прессового завода имени Сталина (ныне — ЧКПЗ), ТЭЦ-1, завода имени Колющенко, ферросплавного завода, ЧГРЭС, абразивного завода, а замыкали трудовую колонну рабочие и строители Челябинского металлургического завода.
Следом за рабочими шли служащие, студенты и другие жители Челябинска. В это же время над Челябинском летали самолеты, с которых на улицы сыпались листовки, извещающие о капитуляции Германии и победе советского народа. Дети и взрослые бежали по улицам, ловили и тут же на ходу читали их. Митинг, который продолжался три с половиной часа, транслировался в прямом эфире местного радио через установленные на улицах репродукторы и радиоточки в квартирах. А потом даже состоялся радиомост с городами Челябинской области.
Руководитель Челябинской области в годы войны, первый секретарь обкома ВКП(б) Николай Патоличев потом вспоминал: «Люди ликовали с такой искренностью и радостью, что казалось, от их сияющих глаз даже солнце светило ярче. И сколько гордости и достоинства было в проходящих перед трибуной колоннах…».
«До глубокой ночи торжествовали трудящиеся Челябинска великую Победу. В 11 часов ночи вновь многотысячные толпы заполнили улицы города. Челябинцы, затаив дыхание, слушали речь вождя. Вместе со всей страной они внимали волнующим сталинским словам о полном завершении Великой Отечественной войны, внимали победным салютам Москвы», — писал корреспондент «Челябинского рабочего».
Тем же вечером в Челябинске впервые прогремел праздничный салют — в небо взмыли сотни зеленых и красных сигнальных и белых осветительных ракет. Конечно, он был не таким большим, как сегодня, но для жителей города и такое зрелище было диковинным и, безусловно, радостным знамением праздника, наступления нового — мирного времени…
Публикация подготовлена по материалам Объединенного государственного архива Челябинской области.