Современный город должен отходить от серых спальных кварталов, заставленных «человейниками» – так считают эксперты Русского экономического форума в Челябинске, где прошла сессия, посвященная урбанистике. Спикеры обсудили, какими должны быть комфортные районы для жизни и развития и какие изменения ждут города в России.
Нужно думать о досуге
Участники дискуссии сходятся во мнении – государство напрямую заинтересовано в развитии инфраструктуры: чем она лучше, тем выше уровень жизни, рождаемость и прочие показатели. Но одними усилиями властей перемен добиться невозможно. Нужна общественная дискуссия.
При проектировании современной комфортной среды градостроители задаются вопросом: что будет делать в этой местности человек. Работать, спать и ходить в магазины – мало. Эксперты отмечают, что важны элементы креативной индустрии, нужно задумываться о досуге и творческом развитии.
Модератор рассказывает о своем зоопарке – у него 6 собак. Соответственно, интересуется он у спикера Владимира Костеева, референта Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам, задумываются ли о питомцах и прогулочных местах при проектировании территории?
– Россия, как известно, страна кошек. Хотя у вас и 6 собак, – уточнил спикер, – но наличие питомцев продлевает жизнь. И это вкладывается в логику президентского указа о демографии.
Павел Крутолапов, экс-главный архитектор Челябинска, рассказывает о двух типах городов – как в Европе, когда туристы едут ради архитектуры, эти города почти не меняются. Другой тип – растущие города. И сейчас при проектировании архитекторы задумываются об адаптивности местности, когда город должен иметь возможность быстро поменяться.
– Как город из стекла, камня и бетона может быстро поменяться? – спрашивает модератор.
– Приведу пример – Комсомольский проспект в Челябинске. Когда его проектировали, была в стране плановая экономика: вот работа, вот дом. Когда пришла рыночная экономика, поменялся и облик улицы. Возник хаос, а проспект почти не изменился, – объяснил Крутолапов.
Павел Крутолапов продолжает говорить о смене мышления: сегодня люди покупают не квадратные метры, а сценарий жизни. И архитектор задумывает идею. Пример – один из пригородных районов Челябинска, фактически город со своей инфраструктурой. Здесь построены не только обязательные школы, детские сады, но и менее формальные объекты: безбарьерная среда, рекреационные зоны. У жителей, по словам Крутолапова, есть ощущение безопасности. Сейчас люди этого хотят.
– Чтобы человек чувствовал себя в безопасности, мы исключаем фактор маятниковой миграции – бич современных городов, – продолжает экс-главный архитектор Челябинска.
И для комфортной жизни сейчас человеку важно чувствовать дом за пределами своей квартиры: двор, район и, если повезет, город. Крутолапов на примере показывает – важно создать социокультурное ядро, которое будет понятно жителям и инвесторам. Так, к проекту его компании после презентации среды интерес вырос на 30%.
– Создать адаптивную среду, которая давала бы возможность не уезжать – вот что важно для девелопера. Человек покупает возможность, а не факт, – завершает мысль бывший главный архитектор Челябинска.
Против «человейников»
Антон Финогенов из Дом.рф поясняет: 10 лет назад государство еще не финансировало комплексное развитие территории на нынешнем уровне. И в ближайшие пять лет урбанистические приоритеты будут только укрепляться и развиваться.
Меняется отношение и к общественному транспорту – по плану нацпроекта 85% будут заменены. И долгострои, например, челябинское метро, вновь запускают в работу. Иногда они меняются. Так метро стало метротрамом.
Важно и место, где живут люди. Вольдемар Гердт, эксперт Центра им. П. А. Столыпина Института ВШГУ РАНХиГС, выступает против «человейников».
– Заигрались в хрущевки, так и играем в них, – возмутился Гердт.
В пример он приводит Германию, где люди при первой финансовой возможности обзаводятся своей землей и уезжают из города. И он уверен, что Россия, как ковчег, притягивает народы. Новые жители могут заезжать в малонаселенные территории. Но для этого необходимы условия.
– У нас есть возможность создавать новые станицы. Огромные территории сейчас заброшены. Я отъехал от Москвы на 150 километров, и там можно снимать фильмы ужасов: деревни пустые, людей нет, – удивляется Гердт.
Эксперт уверен, что населенный пункт на 5-10 тыс. человек – это оптимальный вариант для человеческой жизни. Можно создать культурный и деловой быт.
И снова про питомцев: Гердт вспоминает исследование, когда в дом престарелых поселили побольше кошек и собак, все заставили растениями. И средняя продолжительность жизни там увеличилась на 8 лет. Для человека природа важна – это также необходимо учитывать при проектировании будущих районов.