«Я создаю уютную хтонь»: Автор иллюстрированного фэнтези и карточек для Marvel – о творчестве, открытках по почте и комиксах

Хельга Воджик создает затягивающие фэнтезийные миры в иллюстрированных романах и рисует уникальные коллекционные карточки по франшизам Marvel, DC и «Игра престолов». Такой необычный творческий псевдоним крепко-накрепко закрепился за Ольгой Герасимовой – писательницей и художницей из Тюмени.

Автор иллюстрированных романов и, как она еще называет свое творчество, уютной хтони, приехала в Челябинск на «Рыжий фест». Здесь Хельга презентовала свой фэнтези-цикл и провела мастер-класс, где раскрыла секреты сторителлинга в комиксах. «КП-Челябинск» обсудила с писательницей ее романы, открытки с фантастическим Уралом и влияние иллюстраций на текст.

 «Пишу для себя»

– У вас такой необычный псевдоним. Откуда он появился и как прижился в творческой деятельности и обычной жизни?

– Творческий псевдоним — это отличный способ отделить работу от личной жизни. Прижился вполне, хотя до сих пор бывают интересные моменты от ожидания читателями «переводов» новых книг и легких претензий к переводчикам моих книг до путаницы с буквами. А сам псевдоним пришел из сферы рисования, когда нужно было придумать более краткое и уникальное имя. После, при выходе первой книги, его решено было оставить, так как я сама себе иллюстратор, да и чтобы сущности не плодить.

– Важно отметить, что иллюстрированные книги – это сейчас не только про детские произведения. У ваших романов возрастной ценз 16+. Так на кого рассчитаны ваши фэнтези-романы? Для кого вы пишете?

– Иллюстрация – это отдельное направление творчества. Сейчас бумажная книга – чаще артефакт, предмет коллекционирования, эстетика. Много текстов читаем и слушаем в электронном формате, покупаем избранное на полку, желательно максимально красивое. А аудитория моих читателей широкая: есть и десятилетние, и те, кому уже за 80.

Фэнтези – это слишком общее слово, оно задает лишь направление. А внутри моих книг элементы триллера, детектива, хоррора, драмы, темной сказки. Но без серой морали, «чернухи» и ванильных романтических историй. В последнее время шучу, что создаю «уютную хтонь». Хотя, может, и не шучу.

В первую очередь пишу для себя, то, что мне интересно. Это авторская мифология, моделирование мира, приключения, вопросы выбора, общечеловеческие ценности, хотя в мире Мэйтару и нет людей. И, полагаю, мои читатели – те, кому это тоже интересно, кто хочет окунуться в опасный и прекрасный мир Аббарра, где сплелись древние пророчества, забытые технологии и герои, с близкими нам проблемами и желаниями. Сейчас готовится к изданию в АСТ-NoSugar Books новая история «Liber Obscura: Темная книга», в ней за фасадом зловещих книжных и закнижных приключений девочки Эрики, скрываются ужасы реального мира.

– Есть ли какая-то миссия у ваших книг? Для чего вы пишете?

– Я рассказываю истории, а делать из них выводы или нет – воля читателя. После того, как книга закончена, она живет своей жизнью, преломляясь в восприятии других. У меня же есть долг – делать свое дело хорошо, а если мы говорим о книгах, которые могут попасть к детям – ответственно.

«Отличная игра для разума»

– Почему выбрали такой необычный жанр – иллюстрированное фэнтези?

– Иллюстрированное фэнтези – мой компромисс между любовью к графическим романам и игрой со словами. Мне нравится визуализировать персонажей и мир, часто дополняя рисунок символами и расширяя сцены в книгах. Но и работу с текстом я тоже люблю, местами слово способно создавать в воображении картины, которые не нарисовать ни одной кистью. А выстраивать сюжет, переплетать линии персонажей, сводить в узор – это отличная игра для разума и радость от решения задачи, когда все получается, как задумано.

– Как вы начали рисовать и стали иллюстратором?

– Рисовала с детства. Серьезно ушла в эту сферу десять лет назад, начав работать с зарубежными издательствами коллекционных карточек. После двух тысяч отрисованных карточек поняла, что готова к новому этапу.

– В одном из интервью вы говорили, что, когда рисуете карточку, у вас, как у сапера, один шанс. То есть вы рисуете их от руки? Что вам сложнее и интереснее: рисовать она бумаге или создавать иллюстрации в электронном формате?

– Да, весь смысл и ценность коллекционных карточек в уникальности. Они нарисованы от руки и единственные в своем роде. У обоих способов создания иллюстрации есть свои преимущества. Цифровой ускоряет процесс и упрощает подготовку к печати. Традиционный – более душевный, опять же, дающий уникальность оригинала.

– В ваших романах текст влияет на иллюстрации или иллюстрации на текст? Как это проявляется в процессе написания книги?

– Влияние может быть в обе стороны. Иногда картинка появляется раньше текста или же позднее, но с деталями, расширяющими сцену.

– И все-таки вы пишете большие текстовые романы, хотя и с большим количеством иллюстраций. А задумывались ли о создании комикса или манги? О чем и какими бы они были?

– Конечно. Иллюстрированный роман появился как проба перед тем, как нарисовать роман графический. Но сейчас думаю, что в этой форме мне комфортнее. Иногда можно не выбирать, а писать и рисовать одновременно. Хотя время от времени рисую небольшие комиксы. Если мечтать о чем-то эпичном, мне ближе формат европейский. Если в примерах, то скорее в сторону Эххо и Блэксэда, чем супергероики. А был бы он о героях Мэйтару, куда же я без них.

«Мои монстры и ушастые проникают в сердца, умы и души»

– И все-таки ваши романы созданы в очень необычном, по крайней мере для России, формате. Как вы вышли на издательство? Как там приняли ваш первый роман? Были ли в нем уверены тогда?

– Первое издание было в «Эксмо» в 2020 году. Приняли хорошо, но ковид тогда многим жизнь попортил, в том числе и книжному рынку. В 2023 году был выпуск новых книг и переиздание «Пепла» уже в «АСТ». Мне повезло попасть в первую партию несахарных книг, «Архив Тирха» вышел с цветными иллюстрациями, яркой обложкой, и это было здорово. Прямо так, как я и хотела, ведь в моем идеальном восприятии мои истории – это именно симбиоз слова и визуального образа. Как говорится, мечты сбываются, надо только стараться изо всех сил.

Попала в «АСТ» совершенно чудесным образом. Моя повесть «Монстры под лестницей» вышла в финал конкурса «Книгуру». Попасть в дюжину финалистов из более 600 претендентов — уже победа. В Москве на подведении итогов в прямом эфире шеф-редактор NoSugar Books Елена Яковлева предложила мне издание. Конечно, я согласилась, а потом показала, что к тексту у меня и картинки есть. И это очень здорово – найти своего редактора, который затем становится другом.

– Насколько востребован такой необычный формат у читателей? Видела, что ваши книги продают даже по предзаказу.

– Читатели любят мир Мэйтару не только за текст, но и за визуальную составляющую. Многие следили за приключениями героев в «картинках» еще до издания. Те, кто читал в электронном формате, покупают бумажные книги для того, чтобы перечитать, подарить друзьям и родным. А кто-то дарит их в библиотеки. До сих пор удивляюсь, как мои монстры и ушастые умудряются проникать в сердца, умы и души.

– О какой экранизации своих книг вы мечтаете? Хотели бы принять в ней участие?

– Если честно, то под «Песок Мэйтару» идеальнее всего подошла бы компьютерная игра, класса ААА. Я бы с удовольствием поиграла. А вот «Монстров» и «Темную книгу» легко можно экранизировать. Если бы меня позвали, с удовольствием сыграла случайного безмолвного посетителя кафе с кофе и с собакой. Этакого хранителя, коих в Корвинграде много, но большинство из них держатся в тени.

Поделится