На протяжении десятилетий газеты и журналы остаются неотъемлемыми спутниками думающего человека. И даже активное развитие цифровых форматов распространения информации вовсе не отменяет «бумажные» форматы, как может показаться на первый взгляд. И хотя тиражи печатных СМИ в XXI веке уже не идут ни в какое сравнение с «доинтернетной» эпохой, газеты остаются весьма востребованным и популярным у читателей продуктом.
Поддержать издателей решили в федеральном правительстве: в июле вышло постановление, согласно которому в регионах будут установлены лимиты наличия точек продаж периодической печатной продукции. Рассчитывать их планируется от установленного на федеральном уровне минимального норматива количества киосков на 10 тысяч человек с учетом среднегодовой численности населения. Регламентироваться будет и ассортимент. Так, в нестационарных объектах, например в специализированных киосках, на полке должно быть не менее 500 видов периодических изданий. А в стационарных, в том числе в почтовых отделениях, — не менее 120.
Правительство дает регионам полгода на то, чтобы лимиты по киоскам были рассчитаны, составлены и начали работать.
— Региональные власти будут обязаны следить за тем, чтобы число киосков и других точек продажи газет и журналов на вверенных территориях не отклонялось от норматива, — говорится в тексте документа, подписанного премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Пока же в Челябинской области идет стабильное сокращение точек продаж печатной периодики. Если в начале 2000-х в Челябинской области было почти 800 киосков сети «Роспечать», то к 2019-му их осталось 380, а на сегодняшний день — всего 160. Сокращается и количество точек другой известной принт-сети — «Вечерний Челябинск»: с 60 в 2019 году до 42 на сегодняшний день, шесть из которых прямо сейчас находятся на грани закрытия.
Владелец одной из крупнейших типографий Челябинска «Прайм Принт» Юрий Лифанов рассказал «КП» — Челябинск», что нынешняя ситуация — следствие сложившейся за последние десятилетия практики. В отличие от других регионов Урала, где торговля печатной продукцией хорошо развивалась в стационарных точках — магазинах, торговых комплексах, почтовых отделениях, в Челябинской области издания распространялись более традиционным способом, через обширную сеть киосков.
— Этот перекос в сторону киосков сегодня играет нам в минус. Перетекание из киосков в торговые сети идет очень сложно. Собственно говоря, для Челябинска исчезновение киосков будет равно закрытию печатных изданий, которые в них продаются, — отмечает Юрий Лифанов. — В большей части это касается региональных филиалов федеральных изданий: местные уже, как правило, перешли на подписку, условно-бесплатное распространение и т. д., их присутствие в киосках не так значительно.
Сокращение продаж газет и журналов ведет к снижению тиражей, что, в свою очередь, негативно сказывается и на работе типографий: сокращаются заказы и падают доходы.
— В последние годы наш портфель заказчиков настолько сбалансирован, что любые изменения на рынке, в том числе и закрытие киосков, уход издателей, серьезно бьют и по полиграфическому бизнесу, который несет затраты постоянно, вне зависимости, работают типографские станки или нет, — добавил владелец «Прайм Принт».
Сегодня через киоски продается более половины всей выходящей в Челябинске печатной продукции, добавляет директор по распространению журнала «Антенна-Телесемь», еженедельника «Синегорье» и газеты «Телепрограмма» Евгений Затепякин.
— Из года в год ситуация усугубляется. К сожалению, в последнее время сокращение продаж происходит за счет снижения числа торговых точек и сокращения киосковых сетей. Если с ритейлом мы стараемся держать ситуацию на определенном уровне, то с киосками очень плачевно — за три года точки сократились в разы. Даже сейчас у нас на киосковые сети приходится около 50 — 60% продаж, 10% — почта и около 30% — ритейл и небольшая доля частников по прямым договорам. Если не решить вопросы, мы можем потерять покупателей и продажи. Ни торговые сети, ни почта этой потери не восполнят, — комментирует Евгений Затепякин.
Ущерб от сокращения сети киосков в Челябинске несут в той или иной мере все участники дистрибуции печатной продукции. Индивидуальный предприниматель Дмитрий Слива уже четверть века работает в издательском бизнесе, из которых пять — в сфере логистики: развозит газеты по точкам. Сложившаяся ситуация ставит всех, кто работает в «принте», на грань выживания, отмечает он.
— Падение тиражей привело к тому, что обороты упали, в то время, как расходная составляющая выросла очень сильно — фонд оплаты труда, налоги, топливо, запчасти. Мы понимаем, что если постоянно увеличивать расценки, в итоге эта система рухнет. Тянем на своих костях по максимуму — и водители, и сортировщики, и руководители, сами ремонтируем свои машины, — прокомментировал Дмитрий Слива.
При этом спрос на печатную периодику у читателей никуда не делся. Вопреки расхожему мнению, что с развитием интернет-медиа время газет ушло, в последнее время, наоборот, наблюдается рост интереса и доверия к печатной прессе по разным причинам.
— Зачастую именно через digital-каналы как раз и транслируются фейки и «вражеские» мысли. А печатные издания, особенно общественно-политической направленности доносят до людей информацию, проверенную на 100% и отвечающую позиции, официально принятой на государственном уровне, — говорит директор Челябинского филиала «Комсомольской правды» Екатерина Парфенова. — Кроме того, как показали прошедшие в Челябинске выборы, печатной агитации люди доверяют больше, и те кандидаты, которые ее распространяли и встречались с избирателями лично, добились на этих выборах наибольших успехов. Да и позиция Правительства РФ, которое вводит квоту на точки распространения печатных изданий, говорит о том, что газета важна для читателя. Ждем, когда она будет поддержана и на региональном уровне.