Вещи Владимира Краева хранятся в музеях разных городов. Отважный инженер защищал родину с 1941 по 1945 год. А из поверженного Берлина привез парочку трофеев, один из которых оказался уникальным. Теперь в Челябинске хранятся одеяло немецкого диверсионного формирования «Бранденбург-800» и 10 рейхсмарок. А в Бийске – замок от одной из дверей Рейхстага.
Жили и работали на заводе
Владимира Краева призвали служить в мае 1941 года и только весной 1942 года его пригласили в Москву, там как раз и создавали 146 подвижную ремонтную бригаду. Молодые мужчины готовили технику к отправке на войну днями и ночами, даже спали в одном из помещений того же завода.
– Начали изготовление приспособлений и специального оборудования для ремонта автомобилей. С помощью работников завода изготовили полевую кухню на автомобильном одноосном прицепе. Как только начали поступать автомобили, на них устанавливали будки (каркасы, обтянутые брезентом) и устанавливали оборудование. На первых двух машинах установили токарные станки, верстаки и другое механическое оборудование. Одну машину оснастили электро- и газосварочным оборудованием, – вспоминал спустя десятилетия Владимир Федорович.
У передвижной ремонтной базы было почти все нужное оборудование, чтобы решить любую задачу. И не вспомнить уже те тысячи, если не миллионы машин и танков, которые чинили, иногда выплавляя новые запчасти.
Заплатки на американские машины
От Москвы ремонтная база двинулась вслед за армией, которая гнала фашистов с нашей земли, Белоруссии, Украины и Польши. Вместе с солдатами заходили в освобожденные и разгромленные врагами села и города. Но были и уцелевшие деревни, которым не хватало техники и мужской силы.
– Во время уборочной компании мы отремонтировали молотилку в колхозе, на территории которого стояли, подвели линию к ней от своей электростанции. С нашей помощью был обмолочен хлеб колхоза. За это нам дали молоко и картофель, – вспоминал позже Владимир Федорович.
В тылу было легко что-то отремонтировать, а вот на фронте все обстояло по-другому. В полевых условиях умудрялись решать, казалось бы, нерешаемые проблемы.
– В истребительном противотанковом дивизионе тягачами пушек были американские автомашины Chevrolet. Машина для нас новая и незнакомая. Для спуска воды из системы охлаждения у нее было два крана, что на наших машинах не встречалось. Ударивший в ночь мороз вызвал размораживание 17 блоков цилиндров двигателей, так как вода была спущена только через один кран на радиаторе, о втором кране в дивизионе просто не знали. Трещины во всех блоках были однотипные – вдоль всего блока над масляной магистралью. Начали ремонт блоков двумя способами: сваркой и постановкой заплат, но сварка в те времена еще освоена была плохо и результатов не дала, – признавался инженер. – Для постановки заплат нужна была листовая красная медь, а ее не было. Вспомнили о кухне, котлы которой были из красной меди. Недоваренный завтрак выложили в бачки и ведра, а из кухни вытащили котлы для изготовления заплат. В течение двух суток почти все блоки двигателей были отремонтированы и боеспособность дивизиона была восстановлена. Вместо разобранной кухни была найдена трофейная.
Приходилось и воевать
За несколько лет Краев дослужился до звания подполковника и стал начальником передвижной механической мастерской. Но это не значит, что инженеры только чинили технику, им тоже приходилось брать в руки оружие и воевать.
Одну из перестрелок Владимир Федорович записал в своем дневнике:
– Организовав работу бригад, я возвращался на базу, но был остановлен встречными машинами, водители которых предупредили, что дорога занята немцами. Пришлось повернуть на юг, на другую дорогу, и по ней добраться до базы. На базе не работали, а лежали в цепи круговой обороны. Немцы, окруженные в Бобруйске, прорывались и пошли на запад в основном по минскому шоссе, а часть пошла в направлении Слуцка и на их пути оказались автобат и база. Перестрелка началась в районе автобата, и, услыхав ее, личный состав базы занял круговую оборону. Бывшие на ремонте броневики тоже открыли пулеметный огонь по появившимся в лесу немцам. Немцы отошли на север. На базе потерь не было, а в автобате были раненые.
Уникальный экспонат хранили в сарае
В мае 1945 года Владимир Краев вместе со своим батальоном стоял недалеко от Берлина. Враг уже был повержен, на здании Рейхстага развевалось Знамя Победы. Бойцам, конечно же, захотелось посмотреть на логово зверя. Рейхстаг уже охраняли наши солдаты, случайно среди них оказался товарищ Краева, который и пропустил его внутрь.
Сначала солдаты даже не обратили внимания ни на саму выбитую дверь, ни на необычный замок, на ручке которого красовалась богиня плодородия Нерта. Бойцы отправились в подвалы и обомлели, там стояли набитые банкнотами мешочки. Тогда их взяли не чтобы заработать, а просто на память. На них оставляли памятные надписи и отправляли друзьям в Россию. Одну из них с надписью «Рейхстаг г. Берлин 8.05.1945» Краев оставил себе на память.
Были в подвале Рейхстага и другие ценности. Сослуживец Краева увидел отбитую от статуи мраморную голову. Но он оказалась слишком тяжелой для транспортировки. Тогда то ему и сказали, что на дверной ручке тоже есть голова, но поменьше. Из разбитой двери вытащили замок вместе с ручками. Потом ее выменял на пистолет другой капитан. Но решил отправить родным не необычную безделушку, как тогда казалось, а более нужный в хозяйстве токарный станок. А замок отдали уже знакомому нам Краеву.
Инженер отправил его матери в Бийск. Там он и валялся в сарае, пока в 60-х годах не попал в местный музей.
– Замок от Западных дверей Рейхстага является бесценным и уникальным экспонатом. Датируется он второй половиной XIX века. Представляет собой усовершенствованный простой французский врезной замок для дверей. Ручки, лицевая планка, защелка и ригель (засов) изготовлены из бронзы, составные части коробки – из стали. Ручки замка выполнены в стиле классицизма. В основании ручек изображение в виде лица женского персонажа из древней германской мифологии, вероятно, богини Нерты, – отмечает директор Бийского краеведческого музея имени Бианки Светлана Бартышева.
После войны носил сапоги из Германии
В советское время Владимир Краев переехал в Челябинск. Здесь он многое сделал для создания автомобильного училища, а потом преподавал в нем.
Владимир Федорович скончался в 2005 году. Часть его вещей хранится в Музее воинской славы в Челябинске.
– Пять лет назад его дочь подарила нам планшетку, которая была свернута в карандашницу. А в ней была подписанная купюра 10 рейхсмарок, – рассказывает директор музея Станислав Тягунов.
Также в музее хранятся шинель, фотографии, документы и воспоминания Владимира Федоровича. И еще один трофей – одеяло немецкого диверсионного формирования «Бранденбург-800». Говорят, оно и сейчас неплохо греет. Еще один интересный экземпляр – сапоги.
– На вид это обычные юфтевые сапоги, принятые в Красной армии. Но материалы и пошив у них немецкие, такие сапоги Германия шила для советских войск по репарации после окончания войны. Из типично немецких деталей здесь присутствуют металлические подковы и специальный выступ на заднике, чтобы удобнее было снимать, – рассказал Станислав Тягунов.