Голливудские боевики приучили нас, что каждое уголовное дело – это боевик на несколько серий, где будут яркие злодеи, погони и перестрелки. А еще допросы – один из самых ярких моментов детективного кино. Но когда герои экранов, оставшись с глазу на глаз с маньяком, применяют технику «хороший-плохой коп» и включают в розетку утюг, реальные следователи достают тонну бумаг и вспоминают учебники психологии. Как проходят допросы, рассказали в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области.
Первая деталь, которая в кино остается за кадром – обилие бумажной работы, с которым сталкиваются следователи. Каждое дело в среднем состоит из 2-3 томов, особо крупное может насчитывать и 200 папок с бумагами, где расписан каждый аспект преступления и следствия. Наобум здесь не действуют. И допрос – это сложный и многоступенчатый процесс: «не забег, а марафон».
– Не нужно верить тому, что происходит в кино. Кино – это вещь для массового зрителя. И зрителю не нужно смотреть, как следователь скрупулезно изучает детализацию телефонных соединений на 120 000 звонков, чтобы вычислить, что подозреваемый в тот момент находился на месте преступления. Потребитель этого не поймет, – объясняет следователь-криминалист Дмитрий Юрлов.
На допрос подозреваемый попадает, как правило, в стрессовом состоянии – он мог долго не спать, переживать и в лучшем для дела случае, раскаиваться. И первая задача следователя – грамотно оценить самочувствие собеседника. Исходя из этого, можно аккуратно подобрать подходящий темп и тембр речи.
– На допросах могут быть насильники, убийцы детей. Преступления такие, что волосы седеют. Но стоит понимать, что цель следователя – не вспышка пролетарского гнева, а сбор доказательств, закрепление доказательственной базы, чтобы человек понес заслуженное по закону наказание. И попытка найти с ним человеческое понимание часто приносит плоды. Можно обратиться к нему: родной, ты ошибся, и ты сам себе можешь облегчить наказание, чтобы оно было справедливым, – продолжает следователь.
При ведении допросов следователи всегда опираются на полученные факты. Фигуранты это понимают. Грамотный аргумент «из папки» часто может повернуть ход всего разговора в нужное русло.
– Люди часто пытаются преуменьшать или отрицать содеянное. Например, трое подозреваемых в убийстве человека сговорились заранее и все отрицают – мол, они отдыхали в банном комплексе, а к ним пришел незнакомый человек и умер. Их рассадили по разным кабинетам и провели один и тот же разговор. Как видно по камерам, за время пребывания компании, в бани никто не заходил и не выходил оттуда. Здесь подозреваемые уже в тупике и остается только признаться, – делится опытом Дмитрий Юрлов.
Но некоторые моменты детективной работы в кино уловили хорошо, пусть и не без преувеличений. Сейчас работу следователей значительно облегчают современные технологии, некоторые из них звучат как фантастика. Например, еще 15 лет назад в России проводили пару десятков генетических экспертиз, все образцы приходилось везти в Москву. Сейчас это распространено повсеместно.
– Человек совершил убийство в комнате, все тщательно помыл с хлоркой и думал, что всех переиграл. А мы выключаем свет, надеваем специальные фильтрационные очки и видим, что он пропустил. Если нужно, разбираем стиральную машину или водоотведение – там часто остаются фрагменты крови, – объясняет собеседник.
Главное чудо – самое обыденное – распространенные системы видеофиксация. Сейчас с камерой каждый домофон, а на многих машинах стоят видеорегистраторы. Благодаря этому следователи могут быстро восстановить картину преступления до мельчайших подробностей. Раньше сыщики могли об этом только мечтать.
Каждый случай уникален, поэтому один из главных инструментов на вооружении – учебники по психологии. Хороший следователь за годы опыта начинает крайне тонко чувствовать душу человека и находить подход к каждому.
– Опытный рецидивист сразу заявил – все буду отрицать, господа. А его подозревали в убийстве родственника. Поэтому начали издалека, изучали аспекты его жизни, какие-то детали, разногласия. В ходе допроса что-то ему озвучили. И я вижу – он на грани, уже сам себя мучает. Я предложил ему воды, налил в стакан и подал. Подозреваемый выпил, поставил и говорит – готов во всем признаться, – вспоминает другой случай Дмитрий Юрлов.
Но если преступник находится в тупике, а все равно не хочет колоться? Наверное, киношный детектив хорошенько бы врезал ему. Или стал пытать током, может, водой… В жизни этого не станет делать ни один нормальный следователь. Это неприемлемо и неэффективно.
– Под воздействием пытки человек может рассказать все, что угодно, лишь бы прекратить страдания, но это не приведет к установлению истины, — отмечает следователь.
Тактику «хороший-плохой коп» в жизни тоже не применяют. Это в кино интересно, когда с маньяком общаются разные персонажи. А в реальности нужного результата добивается один профессионал. И главный успех следователя – это не победа условного добра над злом, а справедливость, которая достигается упорным трудом и годами опыта.