«Нам устраивали настоящие шоу-программы»: экс-вратарь «Трактора» Вячеслав Бутеец прошел сборы с командой НХЛ

В начале мая стало известно, что челябинский «Трактор» лишился двух молодых габаритных голкиперов — оба вратаря подписали контракты новичков с клубами НХЛ. Одним из них стал 22-летний Вячеслав Бутеец, которого в 2022-м году под общим 178-м номером задрафтовал «Анахайм Дакс». В эксклюзивном интервью «КП-Челябинск» спортсмен поделился первыми впечатлениями от поездки в Америку, рассказал о насыщенной программе и тренировках в лагере для новичков, а также признался, какие знаковые вещи возьмет с собой при переезде.

«Решение о переходе в НХЛ было сложным»

— После пяти сезонов в системе «Трактор» ты решил воспользоваться возможностью драфта и подписать контракт с клубом НХЛ. Насколько сложно далось это решение?

— Мы долго обсуждали этот момент как с моим агентом, так и с семьей. Помимо этого, вели разговор с обоими клубами. Признаться, переговоры заняли немалое количество времени. В результате мы пришли к тому, что следующим этапом в моей карьере будет клуб из Северной Америки. В начале мая я подписал контракт с «Анахайм Дакс». Любое решение по смене команды, особенно той, в которой ты провел довольно долгое время, и которая является твоей родной, в любом случае будет даваться нелегко. Поэтому решение о переходе в НХЛ было сложным.

— Не было страха на счет переезда и трудностей адаптации в новой стране?

— Я не переживал по этому поводу. Большее волнение было связано с незнанием быта, организации тренировочного процесса и менталитета людей. Складывалось ощущение, что я попросту не знаю, куда еду. К счастью, все прошло хорошо.

— Ты сказал, что из-за волнения складывалось ощущение незнания. Как вообще организовывалась поездка?

— Каждому из участников тренировочного лагеря для новичков оплатили трансфер, все прилетали из разных стран. Безусловно, присутствовали какие-то промашки с задержкой или большим промежутком между рейсами, но это уже была никому не подконтрольная история. Так было при пересадке в Турции, так как из России нет прямых самолетов до Америки. Позагорать конечно не успел, потому что большую часть времени провел в очередях. В них я успел познакомиться с приятными россиянами, в компании которых время пролетело незаметно.

30 июня мы прибыли в расположение «Анахайма», 1го числа у нас состоялось собрание, на котором произошло знакомство с руководством и персоналом клуба. Так как главная команда базируется в Калифорнии (фарм-клуб «Сан-Диего Галлс» располагается в одноименном городе — Прим. редакции), сборы проходили там и длились четыре дня. На протяжении этого времени мы все жили в отеле в номерах по одному-два человека. Завтракали и обедали мы на арене, ужин можно было взять с собой в контейнере в номер. В целом, организация кепма была на высшем уровне.

— Есть мнение, что в Америке очень жирная и калорийная пища. Это правда?

— Отчасти да, но все зависит от того, где ты питаешься. У нас в России тоже можно найти заведения с нездоровой пищей. В Америке их, конечно, больше, но при этом там есть и рестораны с диетической едой. Единственного, чего там нет, это столовых с домашней кухней и гречки. В нашем рационе преобладала картошка, различные виды мяса, макароны, салаты и очень много бобовых — в целом, достаточно разнообразная еда. Так как штат Калифорния граничит с Мексикой в меню часто встречались блюда из их национальной кухни. В один день у нас случился так называемый тако-вторник. Было очень интересно попробовать тортилью с разными начинками.

— Кроме гастро-туров были ли еще какие-то активности?

— Нам устраивали настоящие шоу-программы. После утренней тренировки каждый день у нас были организованы какие-то мероприятия. Все началось со знакомства с клубом, о котором я говорил ранее. После него состоялся приветственный обед с руководством команды. Он прошел на огромной арене «Хонда-центр», где играет «Анахайм». На следующий день мы поехали на экскурсию в фирму «Окли», которая занимается производством очков, а также спортивной экипировки. Мне очень понравилось в этом месте. Затем нас пригласили на кулинарные курсы, перед которыми клубный нутрициолог прочитал лекцию о правильном питании. На самом занятии на кухне мы разбились на группы по четыре человека. Нарезали кубиками куриную грудку, взяли фасоль и батат, присыпали все приправами, заправили оливковым маслом и отправили в духовку. Через 20 минут все приготовлилось, и мы провели дегустацию получившихся блюд. Было вкусно!

В другой день мы попали на отмечание национального праздника. Так получилось, что кэмп захватил 4 июля — День независимости в США. Нас собрали и повезли на побережье Калифорнии. На пляже мы играли в спайкбол и волейбол, смогли искупаться в океане. Вода в нем оказалась очень холодной. Помимо этого, нам удалось познакомиться с местными школьниками в рамках их летнего лагеря. Детям раздали клюшки, на поле вышел талисман, и мы все вместе принялись играть в хоккей с мячом. Это было очень весело. Такое мероприятие понравилось, как детям, так и каждому из нас. Вообще я очень благодарен за такие прикольные ивентики. Они очень разбавили наши трудовые будни.

— К слову о них, насколько различается тренировочный процесс клуба НХЛ от команды КХЛ?

— Он менее длителен, но более интенсивен. То есть на арене мы проводили максимум два-три часа, при этом занятия были максимально продуктивными. После 20-минутной вратарской тренировки мы с одного катка шли на другой для взаимодействия с полевыми игроками. Общая тренировка длилась около часа. Благодаря возможности перехода с одной площадки на другую, не тратится время на ожидание заливки льда. Что касается упражнений, то на их объяснение тренеру хватало секунд 30. Необходимо было быстро сообразить и не просто повторить, а сделать это максимально качественно. Важно успевать соответствовать заданному ритму, потому что, если хочешь прогрессировать, нужно быть быстрее. С этим в первые дни, конечно, возникали сложности, но я довольно быстро втянулся.

— После таких интенсивных тренировок, какой была атмосфера в раздевалке?

— Мы находились на тренировочном катке «Анахайм Дакс», где все пространство было пропитано историей клуба и атмосферой НХЛ. Нас, четверых вратарей, отселили в отдельную раздевалку, позже туда поставили еще и теннисный стол — в общем, создали все условия для идеальной жизни. К слову, на сборы в кэмп я брал свою форму, но на месте мне дали возможность протестировать новую. Не знаю, какая атмосфера царила в общей раздевалке, но у нас было очень весело. Мы разговаривали на разные темы, рассказывали о своих странах, так как в одной комнате находились представители России, Италии, Чехии и Швеции.

— Насколько ваша подготовка отличалась от той, какую проходили вратари из Европы?

— Не сказал бы, что была какая-то разница: везде голкиперы одинаковые. Но, думаю, большую роль сыграло и то, что в сезоне 2023/2024 я достаточно часто общался и тренировался под руководством наставника вратарей хоккейного клуба «Трактор» Петера Шкрабела из Словении. Также на руку играл и мой рост (193 см., — Прим. ред.), хоть я и оказался не самым габаритным воротчиком в кэмпе. Выше меня был только итальянец, который ранее выступал за шведский клуб. Мы достаточно хорошо пообщались. Все вратари — хорошие ребята, готовые навязать здоровую конкуренцию.

«Иногда забывался и говорил на русском»

— Новая еда, интересные праздники и опыт тренировок под руководством тренеров НХЛ. Какие в целом первые эмоции от поездки в Америку?

— Потрясающие. Я постоянно искал Wi-Fi, потому что у меня не было связи, общался с носителями языка, потому что достаточно хорошо говорю и понимаю по-английски. Привык, что в России у нас в клубе есть несколько легионеров, с которыми можно иногда поговорить, но в основном коммуницируешь, естественно, с русскоязычными ребятами. А здесь абсолютно все говорят на английском. Первое время было непривычно, потому что ты обязательно должен говорить на иностранном языке. Иногда забывался, начинал что-то объяснять по привычке на русском, потом видел непонимание в глазах собеседника и переключался на английский. К концу кэмпа я уже привык и не сталкивался со сложностями во взаимодействии. За время нахождения в обществе англоговорящих, я понял, насколько в школе нам усложняли иностранный язык. Нас убеждали, что необходимо знать все 12 времен, когда на самом деле сами американцы используют от силы три времени и великолепно друг друга понимают.

— Насколько сложно после недели общения на английском вернуться обратно на русский?

— Адаптация заняла у меня пару дней. Я уже по привычке начинал говорить что-то на английском, потом, вновь видя непонимание, но уже в глазах моих близких, перестраивался на русский. Вообще странное ощущение, когда ты говоришь на одном языке, а думаешь на другом.

— Адаптация к языку стала единственной трудностью во время поездки?

— Главным недостатком была разница в 12 часов. То есть, когда я просыпался, моя семья и друзья ложились спать. Мне мама писала: «Спокойной ночи», — когда я ей отправлял: «Доброе утро». Было забавно. Думаю, первое время, когда я уже полноценно перееду в Америку, этот нюанс будет самой большой трудностью, потому что сложновато жить в разных часовых поясах.

— Какие отличия от жизни в России вы ощутили самыми первыми?

— Стоимость продуктов в магазинах. Например, у нас цена на прилавке указана уже с учетом НДС, в Америке же ты узнаешь конечную сумму только на кассе. Помимо этого, у нас немного различаются правила дорожного движения. В России ты не можешь повернуть, если горит красный. В Штатах же, если не мешаешь движению полосы, для которой горит зеленый, ты можешь совершить маневр. Что касается свободы, то я не увидел большой разницы. Для меня как для простого человека какой-то кардинальной разницы не было.

«Возьму уточку в джерси сборной России»

— Какую вещь ты точно заберешь с собой при переезде?

— Думаю, ею точно будет уточка в джерси сборной России. Такую милую игрушку мне когда-то подарила болельщица. Этот предмет очень символичен, ведь он отсылает меня к новой команде «Анахайм Дакс», но при этом напоминает о Родине. Также обязательно возьму с собой браслеты и вязанного мопса, которые сделала моя сестра Настя. Я храню ее подарки, они для меня очень важны.

— До сезона еще два месяца. Как идет подготовка к дебюту в Американской лиге?

— Перед отъездом из кэмпа тренер вратарей расписал тренировочную программу, по которой я начал заниматься с момента возвращения в Россию. Благодаря этому, у меня появилось понимание, в каком русле нужно работать, какие аспекты подтягивать и чему именно нужно уделить больше внимания. Все учел, работаю, чтобы приехать в сентябре в расположение команды в своей лучшей форме.

— Какие цели ставишь на сезон?

— Если говорить о личных, то проявить себя, по максимум помогать коллективу. Что касается командных целей, то, безусловно, хочется выйти в плей-офф и побороться за главный трофей лиги (в АХЛ — это Кубок Колдора, в НХЛ — Кубок Стэнли, — Прим. ред.).

Поделится