Всего несколько лет назад здесь был непроходимый лес, а сегодня сотни рабочих возводят уникальную эстакаду протяженностью почти километр. И это только часть нового участка трассы М-5, объездной Сима. Скалы тут разбивают мощными взрывами, мосты расширяют в два раза, а эстакаду поднимают на 46 метров над землей. Дорожники заверяют: все это сделает проезд здесь безопаснее, удобнее, быстрее и зрелищнее.
М-5 будет более безопасной?
На строящийся участок трассы недалеко от городка Сима мы приехали в четверг. Именно в этот день обычно взрывают скалы, чтобы проложить дорогу без сильных перепадов и более широкую — пока аварии и многочасовые пробки здесь дело нередкое.
— После завершения реконструкции этого участка, почти 60 км четырехполосной дороги, на 40 минут сократится время передвижения от границы с Башкортостаном до Кропачево. Будет абсолютно другой уровень безопасности дорожного движения, исключим возможность встречных столкновений, сделаем минимальные уклоны. Водителей и пассажиров ждет совершенно новый уровень комфорта, — уверен начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал» Владимир Муравьев.
Дорожники рассказывают, что весь участок разделили на три этапа. Первый — отъезд от города Аши в направлении Сима. На протяжении 14 км идет расширение дороги, вместо двух полос будет четыре. Движение по этому участку обещают открыть уже в октябре этого года. Второй этап — непосредственно обход города Сима. Здесь дорогу строят с нуля, вырубая лес и уменьшая скалы. На третьем этапе — реконструкция строящейся дороги и частично — строительство новой. Только на третьем этапе возводят три эстакады, чтобы сгладить горную местность с большими перепадами высоты. А в конце третьего этапа — строительство развязки, чтобы с нового участка трассы можно было доехать до Сима.
Расширение трассы не прихоть, а необходимость. Зимой из-за сильнейших снегопадов там выстраивались огромные пробки. Дорожники заверяют: осталось потерпеть всего пару лет.
— Трасса М-5, которая на завершающем своем участке соединяет Уфу и Челябинск, уже давно работает в режиме перегрузки. Большинство аварий, которые мы фиксируем на федеральной сети в Челябинской области, происходят именно на трассе М-5. Особенно сложные условия для движения здесь создаются в зимний период времени, когда длящиеся по несколько дней снегопады создают сложности при движении по высоким перевалам и затяжным подъемам, — рассказывает Владимир Муравьев. — Реконструкция вдохнет вторую жизнь в эту трассу, обеспечит кратное повышение пропускной способности, безопасность и комфорт передвижения для всех участников движения.
Самая высокая точка эстакады и удивительные виды
Сейчас на одном участке дороги укладывают горячий асфальт, а на другом только почва и высокие опоры эстакады, которой пока нет. Добирались мы до следующей точки на вахтовках. Иногда подъемы казались такими сильными, что возникали мысли: как вообще туда можно заехать? Но даже легкий страх не мог заставить оторваться от небольших запотевших окошек: с той стороны были скалы, огромные, уже отломленные камни и сотни поваленных деревьев. Это лишь крохотная часть того, что осталось после вырубки в месте строительства новой части дороги. Сначала рабочие вручную и при помощи малогабаритной техники пробивали путь для более крупных и мощных машин. Потом голые бревна сосен и елей собрали в кучки и реализовали через аукцион.
Так мы и добрались до самого зрелищного места — эстакады через реку Сим. На высоте 46 метров над землей будут каждый день ездить тысячи людей. Внизу — скалы, река и цветочная поляна, что так и манит устроить там привал.
— Эстакада через реку Сим — это уникальное для Южного Урала инженерное сооружение. Высота опор доходит до 46 метров. Длина сооружения — более километра. Это позволит автолюбителям не замечать больших перепадов высоты, ехать комфортно и безопасно, — отмечает Владимир Муравьев.
Конечно, самой эстакады пока нет. Нам показали опоры, на которых она будет стоять. Зачем это нужно, рассказал руководитель проекта строительства искусственных сооружений Артур Гиревой:
— Это пойменный участок реки, который иногда, раз в сто лет, по расчету может затоплять во время высокой воды. Сейчас река Сим в низком уровне, весной уровень воды поднимается на 5-6 метров — до временного моста. Но высота опор такая не из-за речки, а из-за высоты гор. Профиль трассы должен иметь определенные уклоны — не более 40 промилле, поскольку дорога первой категории. Исходя из этих условий, опоры имеют высоту до 46 метров, чтобы не было резких подъемов и спусков, дорога была плавная и зимой машины не буксовали. Так и была запроектирована эстакада длиной 1060 метров.
Как взрывают скалы
И все же мы ехали посмотреть не на опоры и пар из-под катка, а на взрыв. Огромные скалы нельзя победить инструментом, рабочим тем более не управиться. Поэтому пару раз в неделю время от времени перекрывают трассу. Водители бурчат, кипят, но терпят — все-таки это ради будущей более удобной и быстрой дороги.
— Приходится взрывать горы для того, чтобы расчистить путь для техники, которая будет возводить земляное полотно, слои дорожной одежды и выполнять дальнейшее обустройство новой дороги, которая сейчас активно строится, — объясняет Владимир Муравьев.
Но стоит отметить, что взрывают скалы далеко не везде. Частенько приходится заниматься ювелирной работой и при помощи гидромолота аккуратно разбирать участки скалы, ведь рядом проходят кабели связи, которые соединяют восток и запад нашей страны, и нефтегазопровод.Поэтому иногда приходится долбить скалы механизированным способом.
От места взрыва мы отошли метров на 450-500, все-таки осколок от такой силы может отлететь аж на 400 метров. Один из дорожников спросил нас «готовы?», а потом произнес короткое «взрывай» в рацию. Сначала на наших глазах содрогнулась и распалась на маленькие части огромная скала. Мы смотрели на огромное серое облако пыли и уже чувствовали дрожь земли и звук. Вздрогнули даже дорожники, которые видят и слышат это регулярно. Так на наших глазах взорвали около 15 тысяч кубов грунта.
В этом году обещают сдать 14 км дороги (от поворота на Ашу практически до Сима) из 61. Оставшиеся километры станут доступны для водителей осенью 2026 года.
ЦИТАТА
— Пропускная способность дороги рассчитана таким образом, чтобы в ближайшие 25 лет не было необходимости проводить работы по ее расширению или модернизации тех технических решений, которые применены при создании этой магистрали, — отмечает начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал» Владимир Муравьев.