В марте этого года на экраны вышел фильм «Уральская ярость» — документальная драма с элементами реконструкции, которая рассказывает о подвиге Уральского танкового добровольческого корпуса в годы Великой Отечественной войны. В интервью КП-Челябинск» Роман Грибанов, генеральный продюсер и сценарист ленты, рассказал о том, как сделать так, чтобы герои войны стали супергероями в глазах современных подростков, и о книге, которая выйдет по следам фильма.
— Ты пишешь книги про рок-музыку и о героях Великой Отечественной войны. Темы, казалось бы, никак не соприкасающиеся друг с другом. Почему именно эти темы становятся для тебя источником вдохновения?
— Я написал книгу «Рок Челябинска» об истории челябинской рок-музыки и издал книгу рассказов «Боги войны» о челябинских героях Великой Отечественной. Такая геопривязка к родному городу позволяет легко объединить подобные темы. За земляков, не важно, совершили ли они свои подвиги с гитарами на сцене, или со стрелковым оружием на полях сражений, я испытываю неподдельную гордость. И огромное желание рассказать об этом другим людям. Потому что мне кажется, в общественном сознании подвиги челябинцев — и музыкальные, и военные — сильно недооценены и совершенно не раскручены. Я вначале внутренне кипел от осознания этого обидного факта, а потом сказал себе: «Хватит ныть! Так возьми и сам раскрути».
— Как сделать так, чтобы современные дети знали и помнили героев войны, именами которых названы улицы в Челябинске? Как им конкурировать с условным Капитаном Америкой?
— Честное слово, я не знаю, кто такой Капитан Америка… Но я знаю такие интереснейшие факты военной истории Челябинской области, что, когда я рассказываю о них на творческих встречах в школах, у ребят и у взрослых загораются глаза. Кайф в том, что не надо ничего выдумывать: бери реальный случай, бережно его опиши или отсними, используй современные инновационные формы подачи материала — дополненную реальность или компьютерную графику, и люди этим заинтересуются. Потому что реальный 19-летний подросток с «Калибра» Коля Худяков, совершивший подвиг, не повторенный никем в мире, людям ближе любого выдуманного Супермена. Я когда рассказываю, что три южноуральских снайпера Василий Зайцев, Виктор Медведев и Наташа Ковшова застрели 770 солдат и офицеров противника, и это запредельная, никем в мире не повторимая снайперская эффективность, то школьники восклицают: «Ух, ты! А мы и не знали…». Я спрашиваю у них: «А улицу Ковшовой в Челябинске знаете?» И слышу в ответ: «Так мы на ней живем. Теперь будем знать, что она супергерой». Как сделать так, чтобы современные дети знали и помнили героев войны, именами которых названы улицы в Челябинске? Об этих людях надо интересно рассказывать! Фильмы снимать, книги писать. Чем я, собственно, и занимаюсь. Не для пропаганды. Мне самому интересно.
— Собирая материал про «Дивизию «Черных ножей», ты наверняка открыл немало интереснейших фактов. Расскажи, что тебя особенно поразило? Может ли это стать материалом для будущей книги?
— Да я от каждого узнанного факта из истории Уральского добровольческого танкового корпуса, буквально, подпрыгивал, говоря про себя: «Не может быть!». Это же настоящая бескрайная бездна сюжетов, невероятных характеров и поступков, удивительных приключений и страшных трагедий. Я не сумел рассказать и сотой доли потрясающих человеческих историй в фильме «Уральская ярость», в повествовании о боевом пути соединения приходилось, так или иначе, перескакивать с пятого на десятое. Я писал сценарий и чуть ли не слезами обливался: «А вот история Розы Нотик и танкового джаз-бэнда сюда не влезает! И история танка «Пионер», когда его экипаж, 19-летние мальчишки, дали слово челябинским мальчишкам лучше умереть, но не отступить, и обещание свое сдержали, вся не входит». Исходя из хронометража, пришлось вырезать из сценария и эпизод с подвигом Николая Худякова, и драматичную перестрелку с гитлеровцами 13-летнего сына полка Толи Якушева, когда пацан спас жизнь двум генералам и одному советскому маршалу, и момент освобождения уральскими добровольцами премьер-министра Франции Эдуарда Эррио. Я безжалостно кромсал сценарий, но дал себе слово после завершения работы над фильмом написать книгу. Цикл небольших новелл, где каждый рассказ — это история какого-то отдельного героя-танкиста или конкретного боевого эпизода. Над ней я уже начал работу. Вдохновляет факт, что это будет первая за 80 лет художественная книга о войне, написанная челябинским автором. Мне чрезвычайно нравится озвученное Владимиром Высоцким творческое кредо: «Он смеялся над славою бренной. Но хотел быть только первым…»
— Твоя книга «Боги войны» содержала в себе элементы дополненной реальности, у книги «Пятая власть» был свой канал на видеохостинге YouTube. Какими еще книжными инновациями ты собираешься удивить читателей?
— В новой книге кроме текстов и картинок будет… много музыки. Через напечатанный на страницах QR-код читатель сможет сразу прослушать аудиоверсию рассказа. И это будет не просто закадровый голос, а оригинальное музыкальное произведение. Не стану раскрывать всех задумок и фантазий, вдруг не сбудется. Моей дочке — 10 лет, и я не могу ее заставить прочесть собственную книгу «Боги войны». «Папа, — говорит, — я больше люблю аудиокниги слушать». И просит у Алисы сделать погромче «Бунт пупсиков» в исполнении великолепной Аллы Човжик. «Ладно, — отвечаю, — Анечка, я с другого края тогда зайду. Только сделаю чуточку по-своему». Как говорил великий Суворов: «Удивить — победить!», а я, как и любой нормальный человек, люблю побеждать.
Справка:
Роман Грибанов — челябинский журналист, автор книг «Боги войны», «Рок Челябинска», «Пятая власть», «Тот самый Чепелев» и других. Автор сценария и продюсер сериалов «Город героев» и «Непобедимые», фильма «Уральская ярость: «Черные ножи» — освободители Европы». Выступил в роли продюсера двух музыкальных альбомов и двух десятков видеоклипов: «Наш Челябинск», «Тишина», «Русский танк» и других.
Ульяна БИСЕРОВА