Через смену эпох прошел в конце марта Государственный исторический музей Южного Урала. На пенсию ушел его директор, 70-летний Владимир Богдановский, который руководил музеем почти 20 лет. Ему на смену была назначена 27-летняя Полина Глинских, которая ранее возглавляла челябинский филиал сети мультимедийных парков «Россия — моя история». О том, как молодого руководителя встретил коллектив, что поменяется в работе Исторического музея и какие новые проекты будут запущены уже под ее руководством, Полина Глинских рассказала КП-Челябинск.
Волновались ли вы о том, какое впечатление вызовет ваш приход в музей?
— Конечно, когда 20 лет у руля стоял Владимир Богдановский — сильная личность, при которой было много ярких событий, включая переезд в новое здание, испытываешь волнение. Да и коллектив привык к определенным порядкам, темпу работы. По итогам первой недели могу сказать, что с коллективом мы нашли общий язык и это волнение ушло.
Сам Владимир Иванович, безусловно, останется вместе с музеем, поскольку на этот год запланированы множество инициированных им проектов, которые он доведет до конца. Также появился ряд спецпроектов, один из которых позволит взглянуть на природу Южного Урала через призму истории. Такую личность ни в коем случае нельзя отправлять, что называется, «на задворки» — человек очень грамотный и большой специалист своего дела.
Какие изменения планируются в музее под вашим руководством?
— За неделю я побывала практически во всех уголках музея, поговорила со всеми структурами и сотрудниками — всего их более 200 человек. И у каждого есть какие-то проблемные зоны. Со своей стороны постараюсь, в первую очередь, улучшить условия труда для сотрудников и найти точки роста для их самореализации.
Во-вторых, мы определили смысловые направления, куда будем двигаться, что развивать. Прежде всего, это научное направление, которое в какой-то момент отошло на второй план. А музей — это все-таки точка притяжения и для научного сообщества. Главное, что есть желание сотрудников это направление прорабатывать. Будем опираться на тот потенциал, что уже есть: более 300 тысяч единиц хранения, множество непоказанных и неопубликованных коллекций. Это позволит нам открыть новые страницы истории нашего края.
Ну и, конечно, молодежь — это наша целевая аудитория и мы будем создавать для них что-то конкретно-адресное.
Насколько прост и удобен доступ в музей для тех, кто занимается наукой?
— Попасть по заявке, в принципе, может каждый, здесь ничего сложного нет. Сложность, которую мы обнаружили — это отсутствие пространства для работы. Человек приходит, знакомится с фондовыми предметами, берет на изучение, но места, где этим можно заниматься с комфортом и не мешая сотрудникам и посетителям, пока нет. Будем над этим работать — создавать условия.
Скоро будут проходить и фотофестиваль, и Ночь музеев. Вы уже поучаствовали в составлении программы?
— Программы уже давно составлены. В этот раз, как и каждый год, музей подготовил прекрасные, яркие, насыщенные события, которые охватят все наши площадки. От театральных представлений до мастер-классов от реставраторов — каждый посетитель сможет найти что-то для себя. Помимо разнообразия форматов взаимодействия с гостем программа отвечает и запросам общества — главной темой Ночи музеев на этот раз будет Год семьи. Семья — это про каждого из нас, и коллектив музея подготовил мероприятия именно в этой тематике, чтобы привлечь еще большее количество людей.
Будет ли налажено сотрудничество с парком «Россия — моя история»?
— Конечно, будем с ними работать, в том числе по интеграции цифровой среды в музейное пространство без ущерба традиционным форматам. В мае у нас откроется привезенная из Новосибирска выставка, посвященная художнику Григорию Ликману, который долгое время жил в Челябинске и запечатлел ряд исторических событий. В рамках этой выставки мы будем коллаборироваться: там есть и замечательный предметный ряд, и мультимедийная составляющая.
В целом надо сказать, что Исторический музей и «Россия — моя история» — не конкуренты: разные форматы, разная целевая аудитория. Но зато есть точки соприкосновения в русле популяризации истории.
Как складывается судьба фотоклуба «Каменный пояс», который является подразделением музея?
— Здорово, что оно есть: это кузница фотографов не только Южного Урала, но и всей страны. К сожалению, в самом помещении есть проблемные зоны по техническому состоянию. В планах — ликвидировать эти проблемы и дать фотохудожникам возможность творить с новым импульсом. Здесь мы работаем не столько на музей, сколько на область — это направление ни в коем случае не будет брошено.
Какие еще новые направления и коллаборации будут развиваться в музее?
— Сотрудничество с другими музеями у нас уже в процессе обсуждения: есть контакты с огромным количеством специалистов по всей страны, от Новосибирска до Тамани. Пожалуй, самый главный наш партнер из года в год — это Музеи Московского Кремля, с которыми этой осенью будет реализован выставочный проект на тему русского чаепития. Бытовая тема, которая касается каждого из нас, постараемся составить событийный ряд, чтобы раскрыть эту тему как можно шире. Еще и с привязкой к региону, ведь Челябинск был «чайной столицей» Российской Империи. Будет шикарная выставка, которая обязательно оставит след в сердцах всех посетителей, от мала до велика.