Челябинский тракторный завод – зеркало истории не только Челябинской области, но и всей страны. Гигантский завод, ставший одним из ключевых звеньев советской индустрии, был возведен с нуля в кратчайшие сроки, всего за 3 года. Тысячи простых крестьян трудились на его строительстве, живя в барачном городке. Тракторы, сошедшие с конвейера завода, были задействованы во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и на строительстве дорог. А в военные годы танки, произведенные на ЧТЗ, сыграли решающую роль в борьбе против нацистских захватчиков. Сотрудники ФКУ Упрдор «Южный Урал» смогли убедиться в богатом историческом и промышленном наследии завода, посетив музей ЧТЗ, пишет КП-Челябинск.
– Зачастую мы ездим на экскурсии в музеи других городов, но порой не знаем великую историю города, в котором живем, трудимся и делаем инфраструктуру лучше, – рассказал руководитель ведомства Владимир Муравьев. – Оборудование, которое делали раньше и производят сейчас на ЧТЗ, по сей день используется в дорожном строительстве, поэтому нам эта история близка. Я посчитал, что моя задача как руководителя, показать коллективу историю того места, где сконцентрировано колоссальное количество производств, повышающих обороноспособность и обеспечивающих нашу страну техникой. Это мотивирует делать мир лучше.
Директор музея ЧТЗ Надежда Дида провела дорожникам и их детям большую экскурсию и первым делом рассказала о первенце Челябинского тракторного завода в 1933 году – гусеничном тракторе С-60, который был отправной точкой в истории отечественного тракторостроения. Первоначально предназначенный для сельскохозяйственных работ, С-60 оказался незаменимым и в других сферах. В 1935 году, когда суда с продовольствием для Якутии застряли во льдах реки Лены, тракторы С-60 совершили героический пробег через горные хребты, тайгу и водные преграды, доставив продукты в отрезанный от мира поселок. Успехи С-60 не ограничивались границами СССР. В 1937 году трактор получил Гран-при на Международной выставке в Париже, завоевав признание и за рубежом. В 1940 году челябинские тракторы приняли участие в грандиозном проекте – строительстве линии электропередач на магистрали Урал – Сибирь – Дальний Восток. В том же году с конвейера сошел стотысячный трактор, став вехой в истории завода. За годы своей эксплуатации С-60 проявил себя как надежная и выносливая машина, пригодная для различных задач. Он участвовал в освоении целинных земель, прокладке дорог, перевозил тяжелые грузы.
В 1941 году, когда началась война, Челябинский тракторный завод перешел от выпуска тракторов к выпуску танков. Эвакуация заводов и рабочих из других городов позволили выполнить эту задачу за кратчайший срок. Уже 6 октября 1941 года первый танк, названный «Климент Ворошилов», выехал из ворот ЧТЗ. Он был разработан по образцу танка, производимого на Ленинградском Кировском заводе. Именно танки КВ сыграли важную роль в обороне Москвы. Они проявили свою надежность и смогли противостоять немецким войскам. А позже в сжатые сроки начался выпуск тяжелой самоходно-артиллерийской установки на базе танка КВ – СУ-152, получившая заслуженное прозвище «Зверобой» за мощное 152-мм орудие, способное нанести серьезные повреждения противнику.
– Увидев на экскурсии эту технику, мы прониклись от того, насколько масштабно мыслили наши деды и прадеды, строившие предприятие за считанные месяца и добивавшиеся такого результата. Для нас это пример для подражания. Все это вызывает противоречивые чувства, потому что понимаешь, что делалось это в нечеловеческих условиях, – отметил Владимир Муравьев.
На экспозиции в музее представлены и танки Т-34, производство которых в 1942 году Челябинский тракторный завод сумел организовать всего за месяц. Этот танк стал незаменимым участником всех важных боевых операций Великой Отечественной войны и активно использовался советскими войсками при освобождении Берлина. Одним из знаковых достижений ЧТЗ стало построение 150 танков Т-34 в декабре 1942 года. Эта партия танков была названа «Челябинский колхозник». Ведь для создания танковой колонны было собрано более 90 миллионов рублей добровольных пожертвований от колхозников Челябинской области. В то время это была огромная сумма.
Танковая колонна «Челябинские колхозники» была направлена в Сталинград, где происходили ожесточенные бои. Один из танков этой колонны сыграл важную роль в окружении немецких войск. Он стал первым, кто замкнул «кольцо» вокруг врага, не давая никакой возможности на спасение. Сегодня на северо-западном склоне Мамаева кургана, на месте исторического соединения войск 21-й и 62-й армий, установлен памятник танку Т-34 «Челябинский колхозник». Он стал символом мужества и героизма советских солдат, а также напоминанием о значимой роли Челябинского тракторного завода в победе над фашистской Германией.
Не прекращая выпуск легендарных танков Т-34, Челябинский танковый завод параллельно вел разработку и усовершенствование тяжелых машин. В 1943 году завод получил задание освоить производство принципиально нового танка, который должен был превосходить все существующие на тот момент отечественные модели. Так появился на свет тяжелый танк ИС-2, собравший в себе все передовые достижения отечественного танкостроения. При сопоставимой с Т-34 маневренностью, ИС-2 отличался значительно более мощным вооружением и броневой защитой. Огневая мощь ИС-2 по сравнению с танком КВ выросла более чем впятеро. Он стал ответом немецким «Тиграм» и «Пантерам». ИС-2 активно участвовал в боевых действиях завершающего этапа Великой Отечественной войны.
– Первые эмоции, которые чувствуешь, видя эти модели танков – удивление и шок от того, что все это производили наши земляки. Это причина для гордости и мотивация сделать лучше и больше, не потерять знания и навыки, которые в то время давались с колоссальным трудом. Неспроста Челябинск носит статус города трудовой доблести. Это настоящий подвиг – трудится каждый день и ночь для фронта и победы, – добавил Владимир Муравьев.
Один из венцов выставки – танк ИС-3, который был выпущен на заводе в 1944 году. Этот танк привлекает внимание своими улучшенными характеристиками, включая новую форму корпуса и башни, а также оптическую систему управления наведением, позволяющую вести боевые действия на расстоянии до 2,5 километров. Хотя ИС-3 не успел проявить себя на поле боя, его первый выход на парад в 1945 году в Берлине оказался впечатляющим. Этот мощный танк стал символом Победы и получил заслуженное признание. ИС-3 имеет особое значение для России, и поэтому ему был посвящен памятник, установленный в Челябинске на Комсомольской площади.
– Мы будем поддерживать историю нашего города, и в планах сотрудничество не только с музеем ЧТЗ, но и с производителями дорожной техники, которая масштабно представлена на площадках челябинских предприятий. Подрядные организации, выполняющие работы на федеральных дорогах, сейчас заинтересованы в отечественной технике. Сотрудничество дорожников и промышленников – основа нашей транспортной инфраструктуры и залог ее развития, – отметил Владимир Муравьев.
К слову, сейчас Челябинский тракторный завод производит бульдозеры, колесные погрузчики, трубоукладчики, тракторы и множество другой техники, которая используется в строительстве дорог. Выпускаются и танковые дизельные двигатели для выполнения задач специальной военной операции.