Реставратор — немного детектив и даже Франкенштейн: челябинка ушла с офисной работы и восстанавливает старую мебель

Челябинка Елена Маркова уволилась из «Газпрома» и занялась реставрацией мебели. Сейчас она ловко управляется со шлифовальной машинкой и дарит новую жизнь стульям, тумбам, дверям и другим предметам интерьера. Как реставрация превращается в детектив и почему мастер чувствует себя немного Франкенштейном, — Елена Маркова поделилась с КП-Челябинск своей историей.

Елена — по образованию историк, долгое время руководила пресс-центром «Комсомольской правды-Челябинск», а затем работала пресс-секретарем «Газпром газораспределение». Несколько лет назад реставрация помогла ей преодолеть творческий кризис.

— Многие люди гуманитарной сферы испытывают диссонанс — мы не видим плоды своего труда. Особенно новостники. Мы ведь живем одним днем: новость вышла, завтра она уже не актуальна. Это заставляет тебя что-то делать своими руками, — признается Елена.

Так Елена начала увлекаться реставрацией мебели и дизайном интерьеров. Постепенно хобби переросло в профессию. Опыт в журналистке очень даже пригодился — Елена ведет блог под названием «Вещь» на «Дзене» и переписывается с зарубежными производителями.

НАШЛА ЛАТУНЬ НА МЕТАЛЛОБАЗЕ

А началось все с найденного на Avito антикварного зеркала со шпоном из красного дерева, инкрустированного латунью.

— При изготовлении этого зеркала использовалась куча техник — чернение, синение. Даже кораллы вставлены были. Я потратила много времени, чтобы найти латунь нужного оттенка для замены выпавших фрагментов, — вспоминает Елена. — Латунь — это же сплав. Современная отличается по составу и цвету. В итоге я нашла нужную латунь на какой-то металлбазе.

После реставрации зеркало пришлось продать. Елена признается: отрывала от сердца.

— Мне очень тяжело расставаться с вещами, я в некотором смысле коллекционером была. Но потом поняла, что могу захламить свою квартиру. Она сделана в другом цвете — это красное дерево никак не вяжется с обстановкой, — объясняет реставратор. — Я пришла к тому, что невозможно владеть всем. То, что ты общался с этой вещью, реставрировал ее, получил бесценный опыт — это такое же эмоциональное удовлетворение, как если бы ты ею владел. Она в голове у меня осталась, она меня греет.

Все инструменты Елена освоила сама, методом проб и ошибок. Первое время советовалась с мужем. Иногда что-то подсказывают в блоге.

— Одна подписчица рассказала, как очистила старую дверь без шлифовальной машинки с помощью фольги и утюга. По ее методу я сняла полиэфирный лак 60-х годов — за 20 минут очистила столик, на который потратила бы несколько часов.

Какие-то вещи приходится отдавать в работу столярам. Порой они ворчат: проще сделать новое, чем возиться со старым.

РЕСТАВРАЦИЯ — ЭТО ДЕТЕКТИВ

Елене всегда было интересно выяснить историю, попавших в ее руки раритетных вещей. Так реставрация превращается в своего рода исследование и даже детектив.

— Например, я забрала индустриальные стулья с завода АМЗ, который пошел под снос. У них была интересная спинка — она не была жестко зафиксирована, а ходила на шарнире — стулья предназначены для людей разного роста, но для всех они должны быть удобными. Мне стало интересно: кто из дизайнеров это придумал? Это же гениально! На них нет этикетки — вероятно, их заказывал завод вместе с лабораторией. Обнаружилось, что это датский дизайнер Фризо Кремер.

Стулья оказались не только удобными, но и практически неубиваемыми.

А вот зеркало, с которого начиналось увлечение, так и ушло с тайной.

— У меня подозрение, что это какая-то трофейная вещь, попавшая к нам в Россию после войны. Иногда такие вещи попадаются.

Найти что-то подходящее в Челябинске удается редко, признается Елена. Например, стулья с завода АМЗ сбывали чуть ли не из-под полы: «мы можем через бухгалтерию, но это будет дороже». Впрочем, лучше так, чем просто выбросили бы на свалку, считает Елена.

— Это был первый случай, когда так продавали мебель. Я жалею, что не забрала прекрасные архитектурные детали, которые там были, но тогда я не представляла, куда их пристроить.

В основном раритет сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, немного в Екатеринбурге.

— Мы — город, который начал развиваться с появлением железной дороги и антиквариата XIX века здесь мало, а вот из 60-х что-то есть. В Троицке, Златоусте, Миассе, Магнитогорске много — там я покупала два комода в редком для Советского союза стиле Ар-деко.

«Э! А ГДЕ РЕСТАВРАЦИЯ?»

Елена отмечает: бывает реставрация музейная, когда используются те же самые метизы, шурупы, без современных деталей. А бывает бытовая, которая позволяет сделать вещь более функциональной. Иногда приходится восстанавливать мебель буквально из запчастей — как Франкенштейн.

— Есть такое слово «каннибализм» у реставраторов — когда ты, условно говоря, из двух стульев делаешь один.

Люди обычно хотят видеть обновления: было ужасно, а стало классно. Елена как историк считает, что нельзя портить то, что создано давным-давно. Так случилось с венскими стульями.

— На них была краска, которую нанесли 120 лет назад в Вене! Я ножку поправила, шпон подклеила. Люди в блоге писали: «Э! А где реставрация-то?» Но венские стулья мне пришлось зачистить, так как их невозможно использовать — дужка спинки оставляла черные следы на стенах.

ОБ IKEA И «БЫСТРОМОДЕ»

Будут ли через 100 лет реставрировать нашу мебель? Скорее всего нет — современная просто нереставрируемая. А вот тяга к винтажу появилась как некий протест «быстромоде».

— Чем хороша старая мебель — она сделана из «обратимых» материалов. Например, использовали белковые клеи, — отмечает Елена.

Впрочем, у дизайнерской мебели есть шансы. Даже, если она из IKEA

— IKEA смогла сосредоточить большое количество хороших дизайнеров, которые придумывают дешевые вещи и в то же время дизайнерски хорошие. Они эргономичные, дешевые в производстве. IKEA работала с мировыми влиятельными дизайнерами, которые делали коллекционные серии. Но, к сожалению, в России они не продавались.

Кстати, просматривая каталоги IKEA 60-х годов, Елена обнаружила венский стул. Совсем такой, как был в начале века, та же самая модель №14.

К слову, и не каждый антиквариат подходит под реставрацию. Например, плательные шкафы 60-х не вписываются в интерьер — они очень громоздкие. А мебель довоенного времени и вовсе делалась на судо- и вагоностроительных заводах. Мебельные фабрики появились в 50-е года.

— Комоды 20-30-х не представляют интереса ни художественного, ни дизайнерского. Разве что впишутся в загородные интерьеры. Дело в том, что их делали артели. Откуда название «ждановские шкафы»? Их делали на судоверфи имени Жданова. Тогда мебельных фабрик практически не было, они стали появляться со строительством хрущевок.

Новый тренд — «интерьер вне времени», который сочетает предметы разных эпох. Глядя на него, не сразу догадаешься, когда купили квартиру и когда обставили.

РАЗОБИДЕЛИСЬ НА РУССКИХ

Опыт работы в СМИ помогает Елене не только писать блог, но и общаться. Говорит, без труда может написать зарубежным производителям.

— Недавно нашла тонетовские стулья 120-летней давности — потрясающей сохранности. Были незначительные повреждения. Списалась с компанией Thonet — она находится в Германии. Для меня было важно понять аутентичность краски или это уже более позднее наслоение. Потомки Тонета (Михаэль Тонет, немецкий и австрийский мастер-мебельщик, изобретатель венской мебели. — Прим ред.), мне подтвердили атрибуцию. То есть определили, что это их стул, произведенный на рубеже веков примерно в 1899-1900 годах и подтвердили, что краска аутентичная, — рассказала Елена Маркова. — Другой немец, с завода «Шведт» по поводу пластиковой мебели 80-х годов, ответил, что ему очень приятно познакомиться, но ничем помочь не смог.

Впрочем, в свете последних событий с нашими реставраторами общаются неохотно.

— Недавно коллега написала на фабрику в Чехии узнать про Антонина Шумана — информации нет о нем, а он хороший дизайнер. Они ей не ответили. Может она вопрос не так задала… Возможно, они разобижены на русских. Я столкнулась, что польские стулья Radomsko закрыли сайт — пришлось через VPN заходить. Обидно: я вашу мебель восхваляю в тут такое!

Продается ли отреставрированная мебель за рубеж? У нас нет вещей, которые интересны там, отмечает Елена. Кроме разве что стульев Шумана.

— Фарфор из разряда СССР — пропаганда я не собираю. Их в СССР не было, он продавался там в консульствах. Это экспортные издания — продавали через дипмиссии, на выставках. В 90-х когда рынок хлынул их стало много и это были поделки.

ТЕМ ВРЕМНЕМ

Почти три года назад мы рассказывали про эксперимент Елены Марковой. Она наглухо закрыла в банке растения — там они выжили и создали свой мир. Кстати, они продолжают расти до сих пор!

Поделится