«Освенцим многих мотивирует соблюдать или передавать традиции следующему поколению»: еврейка из Челябинска рассказала о культуре, воспитании сына и иудаизме

В Челябинской области живет много национальных семей. «Комсомольская правда – Челябинск» побывает у них в гостях и узнает, как соблюдают традиции в современных условиях.

Челябинка Ксения Коган – еврейка. Девушка передает традиции своему шестилетнему сыну Максу. Вместе они рассказали нам о том, как стать евреем, где взять бесплатные еврейские книги для детей и купить кошерное вино.

ЗАИНТЕРЕСОВАЛИ ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Максу шесть с половиной лет. Он разговаривает с мамой на английском и русском языках, читает книги и соблюдает некоторые еврейские традиции. Мама мальчика Ксения в его возрасте даже не догадывалась, что она еврейка.

− Узнала в более-менее осознанном возрасте, лет в 10. У меня была прабабушка Маша. На 9 мая ей пришло поздравление, там было написано Мериом Мееровна. А я всю жизнь думала, что она Мария. Тогда начала задавать вопросы и мне рассказали. У нас в семье никто ничего не соблюдал, − рассказала Ксения КП-Челябинск.

Девушка интересовалась своими корнями. Но всерьез это не увлекало. А после 20 лет ей удалось поехать в тур для еврейской молодежи «Таглит». Там Ксения узнала, что при синагогах есть еще множество проектов для еврейской молодежи.

− Так я попала в синагогу в 2015 году. Пришла туда еще и из-за проекта «EuroStars»: в течение года ты ходишь раз в неделю на двухчасовое занятие и потом семидневная поездка в Европу. На занятиях меня заинтересовали еврейская философия и культура.

Ксения стала ходить в синагогу на праздники и помогать. Сейчас тоже поддерживает с общиной хорошие отношения. Каждую неделю водит туда на занятия сына:

− Для детей есть много крутых проектов. Макс ходит на воскресные занятия, уроки среди недели, был в еврейском детском лагере. Иудейская международная община реализует много проектов, чтобы привлекать евреев в синагогу. Чтобы то, что было в 20 веке у многих потеряно, восстановить, − объясняет девушка.

ИУДАИЗМ ЛЕГКО ЛОЖИТСЯ НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ

Ксения предупредила сразу, они не особо соблюдающая семья. Муж в синагогу не ходит. А вот они с сыном некоторые традиции все-таки соблюдают.

– Самая известная заповедь – это соблюдение шаббата. В пятницу вечером женщины зажигают свечи. Но если мужчина один дома или в командировке он тоже зажигает. После этого наступает шаббат и длится до вечера субботы. После этого в силу вступают определенные законы: нельзя ездить на машине, пользоваться телефоном, электричеством. Но сейчас в помещениях, где будут проводить вечер, или в туалете оставляют свет включенным. Его нельзя уже выключать, он остается гореть до исхода шаббата. Для многих это семейный день. Религиозно-соблюдающие люди ходят в синагогу, читают Тору. И проводят много времени с семьей, никто не отвлекается на суету и гаджеты, – рассказывает Ксения.

Пока мама рассказывает, Макс крутит в руках пластиковый кувшинчик с двумя ручками. Мальчик принес его из ванной, чтобы показать нам.

– Омовение рук проводится утром три раза на правую, три раза на левую с чередованием. Перед хлебом тоже есть омовение рук: на правую руку три раза и потом на левую три раза, – рассказал о процессе Макс.

– В иудаизме много внимания уделяется формальным вещам. В целом иудаизм – религия достаточно современная, она легко ложится на современную жизнь. Опять же в традиционных религиях роль женщины обычно не очень высокая, в иудаизме как раз мужчина намного больше в семью вовлечен. В соблюдающих семьях обычно много детей и у женщины не остается времени работать, но нет такого: «Ты не должна работать, у тебя только обязанности». Хозяйство обычно разделяется, – объясняет Ксения.

Пока мы разговаривали, Макс вертелся рядом. Время от времени у него съезжала кипа – традиционный головной убор евреев. Мужчинам в этом плане легко: у них есть кипа и цицит – это, грубо говоря, повязка на пояс с веревочками, на которых 613 узелков по количеству заповедей.

– У женщин: не должны быть открыты колени, локти, декольте. Замужние женщины носят либо парик, либо головной убор, чтобы волосы скрывать. В движении Хабад, которое по всей России, чаще женщины носят парики. Есть ультраортодоксальные (очень традиционные – ред.), у них все намного строже – одежда примерно как в исламе. Но это большая редкость.

Сама Ксения даже не думает скрывать свои чудесные волосы. А вот локти с коленями чаще прикрывает.

ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДОВОЛЬНО-ТАКИ ОБЫЧНА

У евреев даже есть свод законов о запрещенной и разрешенной пище – кашрут. Например, в Челябинске они могут купить мясо только в одном месте – синагоге. Потому что забой должен делать специально обученный человек, чтобы животное было полностью расслабленно и не почувствовало боли.

Фрукты и овощи евреи могут покупать в обычных магазинах. А вот к вину есть специальные требования, однако кошерное вино продается и в алкомаркетах.

– Кашрут – это еще разделение молочного и мясного. У религиозной семьи будет отдельная посуда для молочного и для мясного. Если позволяют площадь и средства, у них будут даже два холодильника, две плиты и две раковины. У кого не позволяют, те не смешивают: в холодильнике отдельные полки, посуду отдельно моют. После мясного молочное есть можно только через шесть часов. После молочного мясное хотя бы через полчаса, − объясняет Ксения.

В иудаизме существует всего 613 заповедей. Ксения с сыном не особо соблюдают их. Но часть из них все же поддерживают.

– В принципе еврейская философия довольно-таки обычна. Весь современный свод законов совпадает с тем, что требует Тора или с комментариями, которые к ней потом написали мудрецы. Например, про оставление в опасности с точки зрения светского закона и иудаизма небольшие отличия есть. В иудаизме чуть более строгие требования. Еще мне из принципов иудаизма нравится, что, несмотря на то, что законы довольно строгие, человеческая жизнь всегда важнее. Если надо нарушить какую-то заповедь, чтобы спасти человека, жизнь и здоровье человека всегда в приоритете. Есть одна из классических еврейских истории про одного из мудрецов. Женщина недавно родила, но все ушли молиться на Йом-Кипур, некому было ее накормить. Тогда рабби прервал молитву, чтобы пойти на окраину города к этой женщине и приготовить ей еду и питье.

ГОВОРИТ МОЛИТВУ, КОГДА НЕ ЗАБЫВАЕТ

Для Ксении память о своих еврейских корнях – это не просто интерес к культуре, а еще и задел базы, которую она передает следующему поколению. Ее сын Макс с интересом рассказывает нам о культуре, Торе и даже в некоторых моментах что-то подсказывает маме.

− Ребенок по своей инициативе ходит на занятия, они не только религиозные. В начале занятий они молятся. Ходил в еврейский лагерь. Ему это интересно, он сам решает что соблюдать. Например, омовение рук по своей инициативе делает. Перед сном говорит молитву, когда не забывает.

− Вам родители об иудаизме не рассказывали. А как вы пришли к тому, чтобы делиться этим с сыном?

− Когда ездили в «EuroStars», заезжали в Освенцим. Это место очень эмоциональное и думаю, оно многих мотивирует начать, если не соблюдение, то передачу следующему поколению. У меня нет желания соблюдать религиозные аспекты, потому что я в этом не росла. Максу это уже роднее, более естественно. Возможно, он создаст еврейскую семью, возможно, нет. Это будет его выбор.

− Вы рассказывали ему о традициях?

− Мне кажется, он больше сам спрашивает. Я иду, например, на праздник в синагогу, беру его с собой. Он задает вопросы: а давай дома тоже свечи зажигать, а давай приготовим на хануку блюдо традиционное латкес. Как-то так идет, более-менее естественно.

У Макса много еврейских книжек на русском языке. Детские Торы почти сразу после рождения подарил раввин – духовный лидер. Часть книг приходит бесплатно в рамках проекта от PJ Library. Макс их читает и интересуется культурой.

Макс – еврей по всем правилам, ведь у них национальность переходит от матери. Есть еще один «способ» стать евреем. Если человек почувствовал в себе тягу к иудаизму, может принять гиюр – обряды для вступления. Ксения отмечает, что это очень сложно и таких людей она знает всего парочку.

− Израиль на светском уровне признает родство по мужской линии тоже, если это в пределах трех поколений. У меня у мужа дедушка еврей, это родство считается. А с точки зрения еврейского закона алахи он не считается евреем. Но светские права, которые Израиль предоставляет евреям, его тоже касаются. Это право переехать в Израиль и получить там гражданство, потом государство выплачивает подъемные деньги в течение полугода, бесплатное изучение иврита и все такое, − отмечает девушка.

Читайте на WWW.CHEL.KP.RU: https://www.chel.kp.ru/daily/27438/4639787/

Поделится