Учителя отправили бы на смерть первым? Педагог из элитного лицея о том, как изменились дети и что с этим делать

Ирина Владимировна Карпушева работает учителем уже 40 лет. Начинала в обычной школе, а уже 23-й год преподает литературу в лицее №11 Челябинска. Педагог с большим стажем рассказала КП-Челябинск, как изменились дети и родители за это время. Публикуем ее мнение.

ДЕТИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ ПОНИМАЛИ, СЛУШАЛИ И ЛЮБИЛИ

— И у родителей, и у детей сорок лет назад был священный трепет перед учителем. Когда пришла работать в школу №5 Калининского района, там даже к молодому учителю относились с большим уважением. Сегодня дети другие: они в учителе видят обычного человека, с которым можно обо всем поговорить, поэтому и сказать могут все, что угодно.

Лет 20 назад меня ученик 8 класса спрашивает: «Ирина Владимировна, вы, когда в школе учились, какой язык изучали иностранный?». Говорю: «Немецкий». Он в ответ: «Тогда же война была, все немецкий учили». Понимаете, как они воспринимают нас, учителей. Хотя я тогда была довольно молода.

А если судить за 23 года, что работаю в лицее, я бы так сказала: дети и изменились, и не изменились. Они хотят того же, что хотели все дети: чтобы их понимали, слушали и любили. Но жизнь переменилась: пришли гаджеты, с телефонами уже невозможно бороться. Большая проблема в чем: они пару кнопок нажали и любую информацию получили. Создается иллюзия, что присваивать знания, учить, пропускать через себя не надо, ведь есть интернет. А я считаю, что это ведет к деформации личности. Поэтому у нас с коллегами принято, чтобы дети много, например, учили наизусть и сдавали на оценку. То, что выучено наизусть, присвоено, это в их внутреннем мире уже будет находиться.

Если не читали, от души рекомендую рассказ современного писателя Юрия Буйды «Синдбад Мореход». Героиня прожила очень трудную жизнь и, когда смертельно больная лежала в больнице, в ее квартире обнаружили листы более 700 раз переписанного стихотворения Пушкина «Я вас любил». Оказалось, что именно оно помогло ей выжить.

Есть еще один момент по поводу современных технологий. 10 класс делал лонгриды по разным темам. Меня невероятно поразили их работы. Спросила у них, почему на моих уроках такого не делают. Они говорят: «Мы месяца два готовили все это. И давайте на уроках литературы просто читать тексты и говорить».

Литература – символ вечности, мы говорим о вечных ценностях. Поэтому, может быть, технологии хороши и, конечно, мы их применяем в работе, но книга и диалог на уроке – это главное.

ТАКАЯ ТИШИНА, ЧТО ЕЕ ПОТРОГАТЬ МОЖНО

Одна из главных задач литературы – воспитание. Она учит вечным ценностям. И хотя современным подросткам произведения, которые мы изучаем по программе, не очень близки, но с помощью учителя можно разобраться в них.

На каждый урок планирую воспитательный момент, а иногда он возникает внезапно и от этого эффект очень большой. В 6 классе мы изучали рассказ Константина Паустовского «Теплый хлеб». Я заранее купила буханку хлеба и принесла на урок. Когда поговорили, предложила одной девочке раздать его ребятам, чтобы прочувствовали, как важен и дорог был этот хлеб людям. Все отломили, стали весело жевать, оживление в классе. Остался еще один кусочек. Говорю:

− Ты точно всем раздала?

− Всем, но Милене мало досталось, − сказала девочка и отдала ей все.

− Почему ты мне не предложила? Понимаете, ребята, вы точно так же дома не замечаете, как ваши родители, бабушки и дедушки хотят дать вам лучший кусочек, оградить от неприятностей. Всегда ли вы это замечаете, благодарите их, делитесь с ними?

И повисла тишина… На второй день в этом же классе урок. Заходит девочка и ест огромный сладкий перец болгарский. И так его хрумкает, брызги в разные стороны летят. Мы встретились взглядами, она говорит: «Хотите?».

Вообще удивить на уроке литературы или ошеломить очень важно. Я так планирую первый урок в сентябре для каждого класса. Почти все мои выпуски прошли через рассказ Анри Барбюса «Нежность». Если не читали, прочтите. Это короткий рассказ, который вас потрясет. Он состоит из пяти писем женщины мужчине на протяжении 20 лет. Когда последнее письмо прочитывали, такая тишина стояла, что ее потрогать можно. Этот рассказ – точно удар по душам ребят, очень необходимый им.

Лет 20 назад заставила ребят задуматься после прочтения романа Фадеева «Разгром». Это произведение – типичный образец соцреализма. В его эстетике одно из главных положений заключается в том, что ради идеи можно было пожертвовать человеческой жизнью. И командир партизанского отряда Левинсон отдает приказ доктору дать яд смертельно раненному бойцу Фролову, который является обузой для отряда. Он уже не поднимется, мучительно переживает ранение.

Ситуация проблемная в классе: прав или не прав Левинсон? Класс ровно на две половины разделился. Говорю им:

− Представьте, что ваш класс захватили террористы и сказали, что через час будут расстреливать по одному человеку, а вы сами будете решать, кто пойдет.

− А учителя с нами не было? – спросил один из учеников. То есть учителя бы сдали первым или на него возложили ответственность.

Ответ у всех пришел в одночасье: никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью.

ДЕТИ ХУЖЕ НЕ СТАЛИ

Современным детям трудно прочитать большой текст. У них другое, клиповое мышление. Но я считаю, что учитель литературы не должен отступать. Нужно все равно читать классику, говорить о вечных ценностях и традициях.

Во все времена были люди, которые любили читать и которые не любили. Меня дома наказывали тем, что заставляли читать, а брата тем, что не давали в библиотеку ходить. Но я в итоге втянулась, не зря стала учителем литературы.

Зачастую у тех, кто любит читать и много читает, и в семьях любят это занятие. У читающих родителей все равно дети читающие будут.

СЕГОДНЯ ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ В ШКОЛЕ ДОВОЛЬНО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ

Меняются больше не столько дети, сколько родители. Они тоже во все времена хотят одного и того же: чтобы их чада хорошо учились и читали. А читающие семьи готовы любую помощь оказать учителю. С одной параллелью у нас были уроки литературы вместе с родителями. Повесть Ольги Громовой «Сахарный ребенок» прочитали и дети, и родители. Все написали сочинения. Это был интересный опыт. Я родителям той параллели писала письма о литературе в «Сетевом городе», рекомендовала книги, которые им могли быть интересны. Мамы и папы составляли список книг, которые надо, по их мнению, именно в детстве прочитать, и раздали его детям.

Сейчас не работаю классным руководителем, но иногда хожу на собрания. Очень тщательно готовлюсь и обязательно говорю что-то такое, чтобы родители задумались. Как только дохожу до самого важного места в своем выступлении, родители откладывают телефоны. Еще раз убеждаюсь, что слово действует и оно будет жить вечно.

Сегодня отношение к учителю и школе, по-моему, довольно потребительское. Но более всего огорчает то, что некоторые родители считают: если не надо сдавать ЕГЭ по литературе, то и не считают предмет важным.

ЧИТАТЬ НУЖНО НЕ ТОЛЬКО КЛАССИКУ, НО И СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Я бы очень рекомендовала почитать короткие рассказы современных российских писателей: Майка Гелприна «Свеча горела», Юрия Буйды «Синдбад Мореход», Эдуарда Кочергина «Поцелуй» и Бориса Мирзы «Мост для Поли». Они невероятно трогают, не оставляют равнодушными.

И 20 лет назад, и сейчас интересно делиться с ребятами пережитым и прочувствованным в книгах. И если есть такой мотив, то во все времена найдутся дети, которые скажут: «Я люблю читать!»

Поделится