В Челябинске полным ходом идет транспортная реформа: закупаются новые автобусы, трамваи, троллейбусы, меняют остановки и трамвайные пути. Но есть еще один участник городского движения – маршрутки. Еще на этапе обсуждения реформы говорилось, что постепенно их будет становиться все меньше: небольшие Ford заменят автобусами среднего и большого класса вместимости. Как идет процесс замены автопарка, почему проезд в маршрутках может подорожать к июню и куда жаловаться на грязь в салоне — об этом рассказал КП-Челябинск председатель Союза перевозчиков Челябинска Александр Исаев.
Ведущие эфира Станислав Гладков и Лидия Андреева.
С.Г.: Александр, самая актуальная сегодня тема – цены. Мы видим, что происходит со стоимостью продуктов и товаров. В прошлом году проезд в Челябинске подорожал до 28 рублей. Каковы риски, что цены поднимутся еще?
А.И.: Стоимость проезда в маршрутках пересматривали больше года назад – в марте 2021 года цена выросла с 25 рублей до 28 рублей. Любое поднятие цен – это дополнительная нагрузка на потребителя. Но это неизбежно в нынешних условиях. В пандемию частных перевозчиков хорошо поддержало государство: были снижены страховые взносы, предлагался льготный кредит, зарплатный проект при условии сохранения рабочих мест. Сейчас снова напряженная ситуация. После событий 24 февраля мы обратились в Союз промышленников и предпринимателей региона, в администрацию Челябинска и миндортранс с просьбой ввести подобные меры поддержки еще раз. Но пока удалось только отменить обязательную установку тахографов в Челябинске. Это уже хорошо, так как хотя бы немного снизило финансовую нагрузку на перевозчиков. Тахографы собирают из импортных запчастей, и сейчас они подорожали на 40-50%. Если раньше каждый автобус можно было оборудовать за 40 тысяч рублей, то сейчас это обойдется в 60 тысяч рублей.
В данный момент перевозчики обсуждают возможность пересмотра тарифа из-за роста цен на авто, запчасти и расходные материалы. К примеру, запчасти подрожали на 57% — турбина, которая стоила 110 тысяч рублей, сейчас продается за 250 тысяч рублей. Масло с 273 рублей за литр подскочило в цене до 400 рублей. Горюче-смазочные материалы прибавили в цене 25%, ОСАГО – 40%. Все эти составляющие не могут не повлиять на ценообразование.
С.Г.: Причины понятны, но когда может подняться стоимость проезда?
А.И.: По 220 закону перевозчики обязаны уведомить миндортранс о своем желании поднять плату за 30 дней. То есть если такое решение нами будет принято, то не раньше июня. Повышение составит 15-20% — проезд будет стоить 33-35 рублей.
Л.А.: А есть ли вариант обойтись без пересмотра цены?
А.И.: Частные перевозчики не согласовывают свое решение с властями, а уведомляют. Городские и областные власти могут вмешаться, если отреагируют на наши предложения по введению мер поддержки. Тогда диалог может состояться, и это позволит оттянуть повышение стоимости проезда в маршрутках.
Вопрос от слушателя: Что произошло с диспетчерской службой? Не дозвониться.
А.И.: Речь идет о маршрутах по регулируемому тарифу. Ими занимается организатор перевозок или миндортранс. По этому вопросу лучше обратиться к ним.
Вопрос от слушателя: Запустили садовые маршруты, произошли изменения. Но о них никак не узнать. А в автобусе информация вообще нечитаемая.
А.И.: Садовые маршруты разыгрывают на короткий срок организатор перевозок и миндортранс. Нужно обратиться туда, чтобы они выложили на сайт информацию. Также распечатанное расписание должно быть в машине. Нужно обратиться к контролирующим органам, чтобы его сделали читабельным. Я со своей стороны тоже передам информацию.
Вопрос слушателя: очень долго приходится ждать 77 автобус. Почему так происходит?
А.И.: 77 автобус работает по нерегулируемому тарифу. С этим вопросом нужно обратиться в миндортранс. А вообще есть согласованное число машин на маршрут и интервалы движения. Если они не соблюдаются, то ведомство будет работать по претензионной схеме.
Вопрос читателя: Я все понимаю, но можно хотя бы раз в сезон мыть маршрутки? Состояние ужасное, садиться противно.
Л.А.: Действительно общественный транспорт, зачастую, очень грязный. Помывка так дорого стоит?
А.И.: Недорого. За чистотой салона нужно следить каждый день при выпуске на линию. То есть не только проверять наличие документов и исправность машины, но и ее внешний вид. В этом направлении нужно работать, а пассажирам чаще жаловаться. Замечу, это одна из наиболее частых жалоб в диспетчерских.
Л.А.: А чистота машины — это ответственность водителя или автобусного парка?
А.И.: Следить за чистотой — задача парка, который должен организовать весь процесс. С жалобами нужно обращаться непосредственно к перевозчику – контакты указаны в автобусе. Это касается и курения в салоне. За это предусмотрен штраф в размере 20 тысяч рублей.
С.Г.: Многие челябинцы любят маршрутки, которые оперативно могут доставить в нужную точку. Но когда в салоне мы видим деревяшки вместо стекол, когда поручни болтаются, а обшивка почти превратилась в труху, о комфорте и безопасности не может идти и речи.
А.И.: В 2019 году были собрания в администрации Челябинска, где перевозчикам предложили перейти на транспорт большей вместимости. В частности наше предприятие приобрело 25 автобусов среднего класса – ПАЗ. Они, безусловно, вместительнее и безопаснее Ford. Но для того, чтобы покупать новые автобусы, нужно понимать правила игры. А они у нас постоянно меняются. Частный бизнес, который вкладывает свои деньги, должен понимать, во что и насколько. А то купили автобусы – молодцы, работаем. А через полгода уже новые вводные – транспортная реформа подразумевает переход на большой класс. И наши купленные ПАЗики не у дел. Частные перевозчики ждут четкого понимания, какие транспортные средства будут востребованы для работы в городе.
Л.А.: А когда будут понятны правила игры?
А.И.: Пока понимания нет. Транспортная концепция, которую разработал ЮУрГУ, подразумевает отмену большинства магистральных маршрутов и реализацию подвозящих маршрутов. А это – пересадки и большее время ожидания. Хотя даже Мишустин говорит, что нужно наоборот уменьшать затраты на проезд и время ожидания.
Вопрос от слушателя: Почему не во всех маршрутках есть льготы для пенсионеров?
А.И.: Частные перевозчики работают по нерегулируемому тарифу. И до 2019 года не было нормативно-правовой базы, которая бы позволила устанавливать терминалы для безналичной оплаты и перевозки льготников. Но с 2020 года базу скорректировали, и частные перевозчики начали устанавливать терминалы. Сейчас перевозят льготников и принимают безналичную оплату на 86, 40, 35 маршрутах. Сейчас идут переговоры по 53 маршруту. Частные перевозчики идут постепенно к безналичной оплате проезда и перевозке льготных категорий граждан.
С.Г.: Александр, чего вы ожидаете для частных перевозчиков с точки зрения транспортной реформы? Маршрутки будут частью общественного транспорта?
А.И.: Речи о маршрутках уже нет. На данный момент мы говорим об автобусах малой, средней и большой вместимости. Маленьких будет все меньше, а среднего и большого класса — больше. Именно за ними будущее. Но сначала нужно все оборудовать – транспортные пересадочные узлы, выделенные полосы, которые очень много значат для перевозок, так как увеличивают скорость проезда общественного транспорта. Все нужно делать в комплексе, а потом уже переходить к смене транспортных средств. Тогда это улучшит качество и безопасность перевозок.