«Пассажиры кричали и требовали остановить»: 65 лет назад на путях в Челябинске случилась катастрофа, которую засекретили от всех

Об этой трагедии не писали в газетах, а материалы долгое время хранились в «особой» папке Обкома КПСС. 65 лет назад накануне Первомая на железнодорожном переезде в Челябинске локомотив снес рейсовый автобус. Это случилось во время утреннего часа пик. Салон автобуса был битком. В результате аварии погибли 32 человека. Но детали этой катастрофы засекретили и раскрыли лишь спустя много лет. КП-Челябинск изучил материалы Объединенного госархива области и поговорил с родными очевидцев.

АВТОБУС РАЗОРВАЛО НАДВОЕ

28 апреля 1957 года, 7:40 утра. Рейсовый автобус ЗИС-155 едет по Копейскому шоссе из Челябинска в Копейск. За рулем 25-летний водитель Федор Франовский. В Копейском автотранспортном хозяйстве он проработал всего полгода. Туда он устроился после демобилизации и учебы.

В салоне автобуса полсотни пассажиров. Внутри зябко — погода по-апрельски прохладна. Одни работяги дремлют, возвращаясь домой с ночной смены, другие, наоборот, только едут на предприятия в Копейск.

Приближаясь к Фатеевскому кладбищу, автобус выезжает на железную дорогу. Моста через нее в то время еще не было, и транспорт ехал прямо через рельсы. Перед переездом стояли шлагбаумы. Их вручную опускал дежурный. Но в тот момент они были подняты.

На середине переезда в автобус на скорости врезается локомотив. От удара искореженный корпус разрывает надвое, и обломки вперемешку с людьми тащит по рельсам еще около 370 метров.

18 человек умирают на месте ЧП, 28 в тяжелом состоянии увозят в больницы Челябинска и Копейска. Четверо пострадавших с легкими ушибами самостоятельно покидают место аварии. В течение недели число погибших увеличивается до 32. Выжившего водителя автобуса отправляют в тюремную больницу.

«ОБ ЭТОМ НИГДЕ НЕ ПИСАЛИ»

У этой аварии были десятки свидетелей. По обе стороны от переезда находились трамвайные остановки, и в это время от них шло много пассажиров. Не остались в стороне и жители ближайших домов. Соседские дети, услышав о катастрофе на путях, бросились посмотреть на последствия, но их быстро разогнали взрослые.

— Моя мама говорила про эту аварию, что было очень страшно, — рассказала КП-Челябинск дочь очевидицы Марина Мелехова. — Ей тогда было лет 13-14. И она до сих пор помнит двух молодоженов из этого автобуса и юношу-военного. Еще до сих пор помнит женщину всю в крови и без ног. Когда она это увидела, развернулась и побежала обратно. Об этом весь поселок КПЗиС говорил, потому что это было рядом и многие видели. Тогда это была трагедия. Поезда там в советские времена шли каждые три–четыре минуты, и шлагбаум через переезд постоянно открывали и закрывали.

Свидетелями ЧП стали десятки пассажиров трамвая. Фото: Объединенный государственный архив Челябинской области
Матери Марины тогда было около 14 лет. Отцу челябинки Алены Ханановой — всего 6. Но он тоже побежал с остальными на место ЧП.

— Он рассказывал, что было сильное столкновение и много погибших, — вспоминает в разговоре с КП-Челябинск Алена. — Там будка стояла, где дежурил сигналист. Отвлеклись или что-то, но не опустили шлагбаум. От автобуса две части получилось, его на большое расстояние протащило. Со слов отца, даже одежда, волосы были на колесах намотаны. Парень без ног был. Очень страшно, говорит, было. Потом женщины венки на это место приносили.

Владимир Зонтов сейчас живет в Орле, но в 1957-м тоже жил на КПЗиСе. О последствиях катастрофы он узнал из первых уст.

— Нам было по 5-6 лет, и родители нас на место ЧП не пустили. А ребята постарше бегали туда посмотреть на аварию, — рассказывает Владимир. — Переезд был правее моста, если ехать в Копейск. У нас тогда в СМИ об этом нигде не писали и не говорили. А вот радиостанция «Голос Америки» на следующий день или на второй после трагедии сообщила об этом. Мы это слышали от взрослых. Страшная была трагедия по халатности трех человек.

18 человек погибли на месте ЧП, еще 14 скончались в больницах. Фото: Объединенный государственный архив Челябинской области
Среди пострадавших в аварии был 20-летний Евгений Лукашов. По данным Госархива, он возвращался с ночной смены на ЧМЗ. От столкновения его выкинуло на обочину дорогу, где его заметила знакомая таксистка. Она и доставила пострадавшего в челябинскую больницу. Юноше, который вскоре собирался на флот, пришлось ампутировать ногу. Вместо военной службы он связал свою жизнь с преподаванием.

— В 1973-1976 годах он преподавал у нас русский и литературу. Это он донес до нас любовь к слову. Вспоминаю его с благодарностью, — говорит его ученица Светлана Ледянкина.

У Евгения Лукашова в 1990-х годах училась и Татьяна Зарипова. В то время он преподавал статистику в Копейском техникуме легкой промышленности.

— Очень скромный, спокойный преподаватель, слегка застенчивый, никогда голоса не повышал. Хромал. Никто из нас, девчонок, в то время не знали, что он пережил, — вспоминает Татьяна. — А мы любили у него на занятиях поболтать, посмеяться.

ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ И ТИХИЕ ПОХОРОНЫ

Действительно, в газетах тех дней нет ни строчки о случившемся ЧП. Возможно, решили не омрачать информацией о трагедии подготовку к Первому мая. Да и областное руководство не хотело создавать вокруг случившегося лишней шумихи.

— В номере «Челябинского рабочего» 30 апреля 1957 года можно было встретить публикации о награждении орденами и медалями южноуральцев, — приводит выдержки из изданий замдиректора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. — Отдельную статью посвятили шахтеру треста «Копейскуголь» П. А. Кавалерову, удостоенному звания Героя Социалистического Труда, а также о посевной и социалистическом соревновании в честь 40-летия Октября, и даже о визите А. И. Микояна в Австрию. «Копейский рабочий» также промолчал о катастрофе.

На этой схеме детально показано, как произошло ДТП. Фото: Объединенный государственный архив Челябинской области
29 апреля 1957 года в Челябинском обкоме КПСС провели заседание. По его распоряжению созвали комиссию, которая оперативно занялась похоронами и помощью семьям погибших. Каждой семье сверх оплаты похорон выдали по 1000 рублей на возмещение расходов. Следователям поручили в кратчайшие сроки выяснить все обстоятельства и установить виновных.

На место выехала комиссия Министерства автомобильного транспорта и Министерства путей сообщений. От проведения общегородских похорон отказались — с людьми прощались на предприятиях, где они работали.

ОПАСНОСТЬ ЗАМЕТИЛИ ПАССАЖИРЫ

4 мая транспортный прокурор Южно-Уральской железной дороги Качанович отчитался первому секретарю Челябинского обкома о результатах расследования. В уголовном деле сразу обозначили несколько имен.

56-летняя Наталья Белоногова была дежурным на переезде, где произошла авария. На железной дороге к тому времени она проработала уже 13 лет, а на переезде — 4 года. За две минуты до приближения паровоза она должна была опустить шлагбаум, но отвлеклась и оставила его открытым.

Водитель автобуса Франовский злосчастный переезд за полгода работы пересекал множество раз. Увидев поднятый шлагбаум, он не обратил внимания на приближающийся справа паровоз, но правил при этом не нарушил, ведь никаких других предупреждений для него не было.

Зато опасность заметили пассажиры. Согласно материалам дела, они «кричали ему и стучали в кабину о движении паровоза к переезду». Но водитель Франовский их почему-то проигнорировал. Возможно, посчитал, что локомотив остановится, и автобус может продолжить движение, раз шлагбаум поднят.

Видели автобус на переезде и 38-летний машинист Виктор Зайковуоб с 30-летним помощником Николаем Герасимов. При этом Герасимов предупреждал начальника об опасном приближении, но машинист и не подумал затормозить. В результате поезд на скорости 35 километров в час снес автобус. Паровоз был резервным и ехал задней частью вперед.

Суд приговорил переездного сторожа Белоногову, водителя Франовского и машиниста Зайковуоба к 10 годам лишения свободы, помощника машиниста Герасимова — к восьми годам лишения свободы.

— По мнению транспортной прокуратуры виновниками катастрофы являлись не только арестованные переездный сторож, водитель автобуса, машинист и его помощник, но и ряд должностных лиц, от действий или бездействия которых ранним апрельским утром 1957 года на железнодорожном переезде произошла катастрофа, — уточняет Николай Антипин. — Оказалось, что управляющий пассажирским автохозяйством Челябинского облавтотреста допустил шофера к работе без должного оформления водительских прав. Также целый ряд руководителей железной дороги прокуратура обвинила в халатности.

МОСТ ЦЕНОЙ ЖИЗНЕЙ

Трагедия на Копейском шоссе дала толчок к созданию моста через железнодорожный переезд в районе КПЗиСа. Этот вопрос поднимали еще в 1940-е годы, а в 1951-м даже разработали проект.

В 1954 году на строительство утвержденного моста выделили около 2,5 млн неденоминированных рублей, но в первый год стройки освоили лишь около 114 тыс. рублей из этих денег. К 1957 году мост так и не появился. Зато его очень быстро соорудили уже после катастрофы.

— Сначала он был насыпным, затем там сделали нормальную дорогу, — вспоминают в разговоре с КП-Челябинск старожилы.

Поделится