31-летний челябинец Алексей Федоров открыл свой первый бизнес в 4 года, а к 28 годам в должности ведущего инженера участвовал в строительстве завода и открыл несколько разнонаправленных бизнесов. Последние два года мужчина занимается инженерным консалтингом и публикует научные статьи об инновациях в производстве. Алексей Федоров поделился с КП-Челябинск своими мыслями — как помочь подрастающему поколению проявить свои деловые качества, чтобы стать востребованным специалистом.
ОТ ДВОРНИКА ДО ИНЖЕНЕРА
Алексей Федоров родился в небольшом поселке Уйского района Челябинской области. Окончил школу с серебряной медалью. После школы подал документы в ЮУрГУ на аэрокосмический и энергетический факультеты. Баллов ЕГЭ ему хватало, чтобы пройти на любую из этих специальностей, но он выбрал электромеханику. На первом курсе студент устроился подрабатывать дворником, но уже на втором трудился в «НПО «РосУЧПрибор» — после учебы паял микрочипы и помогал в пусконаладке до 22:00.
— На последнем курсе перед тем, как писать диплом, я съездил на Приобское месторождение и устроился работать в компанию ООО «ЮНГ-Энергонефть». В должности электромонтера проработал около четырех месяцев, набрался знаний и опыта, да еще и купил свой первый автомобиль — ВАЗ-2110! — рассказал Алексей Федоров.
После защиты диплома Федоров пошел в армию и дослужился до сержанта в мотострелковых войсках, окончил службу в должности начальника тренажеров. Вернувшись в Челябинск Алексей устроился в НПО «Электромашина»: новые танки на платформе «Армата», различные разработки «Бумеранг», «Тайфун», «Курганец» — он лично участвовал в реализации этих проектов с 2012 по 2016 годы. А в 2016 году прошел непростой отбор на должность ведущего инженера в АО «Русские электрические двигатели».
— В результате санкций возникла острая нужда в высоковольтных двигателях, которые перекачивают нефть в Европу по нефтепроводу «Дружба». И тогда по поручению правительства при участии «Транснефть» для организации производства высоковольтных двигателей была поставлена задача построить такой завод в Челябинске. На пустом месте — в чистом поле, — вспоминает мужчина. — Я возглавил весь технологический передел производства статоров и роторов высоковольтных электрических двигателей и принять непосредственное участие в строительстве завода.
Но для начала Алексея Федорова в составе техгруппы отправили в командировку в Италию на предприятие Nidec ASI — изучать технологии с учетом новейших разработок, способы их внедрения, подбор технического оборудования.
— Кстати, когда мы приехали в Италию, нам должны были предоставить переводчика, но что-то пошло не так, и мне в краткий срок пришлось подтянуть английский и выучить итальянский. В итоге без витиеватых фраз, но я смог общаться с итальянскими коллегами, — вспоминает Алексей Федоров. — Вернувшись в Челябинск, мы стали реализовывать полученные знания и идеи. На этапе строительства завода я принимал участие в работе с проектными организациями, строительными изысканиями, организации коммуникаций и инженерных сетей, рассчитывал фундаментные и электрические нагрузки, чтобы понимать, какие мощности заложить под оборудование.
Завод построили буквально за пару лет. Дальнейшей задачей Алексея стала организация бесперебойного серийного производства 28 различных типов электрических машин. В 2020 году мужчина понял, что миссия выполнена, ушел из компании и стал заниматься своими бизнес-проектами — открыл собственный бизнес в сфере инженерного консалтинга, сотрудничает с ведущими техническими университетами и публикует научные статьи об инновациях в производстве.
НАУКА И БИЗНЕС — КУЛЬТИВИРОВАТЬ НАВЫКИ С ДЕТСТВА
Первые шаги в бизнесе Алексей Федоров делал еще в детстве.
— Я всегда считаю, что инженерные изобретения — это творчество. Но во главе угла этих разработок должна стоять и научная польза, и коммерческая выгода. А потому мы должны прививать детям не только тягу к знаниям, но и финансовую грамотность, — считает Алексей.
Свои первые карманные деньги он попытался заработать еще четыре года. В поселке было озеро, и он на удочку ловил маленьких окуней. Дома их фасовал по пакетикам, замораживал, а потом предлагал соседям купить пакетик окуней за рубль для своих кошек.
— В чистом виде это был первый торговый бизнес. Позанимался я этим дня три, а потом соседи пожаловались маме. Мол, зачем ваш сын ходит по деревне, позорит вас, дайте ему денег уже. В общем родители это тоже восприняли как позор и наказали меня. В 10 лет из шамотного кирпича я соорудил небольшую мартеновскую печь и получил первую выплавку. Кокс взял на местной кузнице, а железную руду нашел на Лысой горе неподалеку от дома. Когда происходила плавка металла, отлетающими искрами я спалил брови и ресницы. И когда отец все это увидел, разломал кувалдой всю эту конструкцию. Но металл я получил! — вспоминает Алексей Федоров.
Позже он организовал и второй «бизнес», чтобы накопить на компьютер — решил разводить кроликов и продавать их мясо:
— Поделился идеей с родителями. Они сказали: «Сначала иди и изучи полностью эту тему». Так я всю зиму провел в библиотеке, и, пока мои ровесники развлекались на улице, изучал труды по кролиководству. В итоге родители мне выделили сарай и купили трех кроликов. Уже через год я вышел на объем 100 особей, продавал мясо в магазины в соседних деревнях. Первым результатом этого стала покупка компьютерной техники, в 2002 году, возможно, это был первый компьютер в Уйском районе.
В уже зрелом возрасте, будучи альпинистом, с другом Федоров открыл фирму, которая организует восхождения на труднодоступные вершины. Но из фирмы вышел — понял, что хочет отвечать не за жизни людей, а за технику.
— После этого я открывал бизнес по производству модульных домов, а также предприятие по производству топливных брекетов в Миассе. Модульные дома по-прежнему работают и приносят прибыль, а с производством в Миассе мне пришлось расстаться по довольно банальной причине — проблема с кадрами, — рассказывает Алексей Федоров. — Именно поэтому я с уверенностью утверждаю, что в бизнесе, как и в инженерии, что-то получается, а что-то нет.
Оглядываясь на свой опыт и первые шаги в бизнесе, Алексей Федоров сделал вывод — поощрять и инженерные изобретения, и предпринимательскую деятельность нужно с детства:
— Может, даже учить в школах, что важно не только что-то придумать, но и уметь сделать этот проект привлекательным в денежном плане, понимать, какую коммерческую отдачу от него ожидать. И такая финансовая грамотность, на мой взгляд, должна закладываться наряду с другими школьными предметами.