Сергей Герасимов никогда не скрывал своей любви к малой родине, в отличие от других мэтров, добившихся творческих высот. Известный кинорежиссер и драматург, которому принадлежат «Тихий Дон», «Молодая гвардия» и другие нашумевшие картины прошлого века, появился на свет в многодетной семье 3 июня (21 мая — по старому стилю) 1906 года. Его отец был инженером-технологом, а мать — дочерью еврейского купца. Тогда они жили в Чебаркульском районе в поселке Десятилетие. Это в 10 километрах от села Кундравы Челябинской области.
Маленький Сережа провел на Южном Урале всего 3 года. Когда его отец Аполлинарий Герасимов погиб во время неудачного сплава в водовороте на реке Лозьве, мать с детьми перебралась в Екатеринбург. В большом городе и случилась любовь к искусству. 8-летний мальчик был сражен оперой «Евгений Онегин», неизгладимый след оставил и шиллеровский драматический спектакль «Разбойники».
Что такое тяжелый труд, Сергей Герасимов узнал еще подростком, работая на металлургическом заводе. Но юноша быстро понял, что хочет заниматься творчеством. Тогда он переехал в Ленинград поступать в художественное училище. И прежде чем превратиться в известного кинорежиссера, получил интересный актерский опыт. Позже он никуда от него не денется. Герасимов часто снимался в своих же картинах.
Тема казачества
Эпическая народная драма «Тихий Дон» до сих пор захватывает сердца зрителей. С какой бы части фильма не начинал смотреть, уже сложно оторваться от экрана. А современный «Тихий Дон» выглядит блеклой попыткой повторить великую экранизацию. Но и Герасимову фильм дался, ох, как не просто.
Впервые режиссер предложил экранизировать роман в 1939 году сразу после выхода «Учителя». Но Шолохов не ладил с руководством страны. Только после смерти Сталина, режиссер получил разрешение на съемки. И дело все равно считалось рискованным. Любое отступление в размышлениях о красных и белых, прорисовка мятежного характера Григория Мелехова, могли привести к тому, что имя Герасимова стерли бы из истории за считанные минуты.
Одна из главных задач, которую хотел воплотить режиссер — максимальная достоверность показанных в фильме событий. Он сразу отказался от реквизита московской киностудии. Все, что мы видим в кадре: крынки, коромысла, седла для лошадей — доставали из закромов местных жителей хутора Диченский Каменского района в Ростовской области. Там же и снимали фильм.Самым сложным для Герасимова было набрать актерский состав. Для проб составили целую картотеку кандидатур на исполнение главных и второстепенных ролей.
На Григория Мелехова пробовались 40 разных актеров. Нужный типаж долго не находился. Пока однажды Герасимов не встретился глазами с Петром Глебовым. Артисту было уже за 40, а ярких ролей в его кинобиографии так и не случилось. Он пришел пробоваться в офицерскую массовку «Тихого Дона». Режиссера привлек сильный голос Глебова. А, когда его загримировали, у Герасимова не осталось ни капли сомнений. Актера на роль Григория Мелехова одобрил сам Шолохов.
Вакантным долгое время был и персонаж жены брата Григория Мелехова — Дарьи. Сергей Герасимов отсеял 18 претенденток. Людмилу Хитяеву, которая к 27 годам сыграла главную героиню в фильме «Екатерина Воронина» и медсестру в исторической драме «Кочубей», предложил один из сотрудников. Герасимову она понравилась. Но самой актрисе не просто дался сложный персонаж.
Нелегко на площадке было всем актрисам. Для того чтобы они походили на настоящих казачек, им приходилось трудиться не только в кадре. Между съемками Герасимов заставлял героинь «Тихого Дона» вручную стирать белье и не разрешал им пудрить лица. Чтобы их белоснежные «городские» ручки превратились в грубые и натруженные.
Элина Быстрицкая для роли Аксиньи и вовсе должна была поправиться. Чтобы стать казачкой в теле, рацион актрисы включал очень калорийные продукты: сметану, орехи и мед. А колоритно ходить с коромыслом, виляя бедрами, «чтобы и воду не расплескать, и мужиков с ума свести», ее учили настоящие казачки. Вообще все актеры в свободное от съемок время проводили среди станичников, наблюдая за их манерами и перенимая говор, жесты и походку.
«Тихий Дон» вышел на экраны в 1957 году и стал лидером проката — за год его посмотрели почти 47 миллионов зрителей. Первая серия была удостоена премии на Международном кинофестивале в Брюсселе и на Всесоюзном фестивале в Москве. А третья принесла создателям статуэтку «Хрустальный глобус» XI кинофестиваля в Карловых Варах. По версии читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» на протяжении двух лет — в 1957 и в 1958 годах — считался лучшим фильмом.
Воспитал последователей
Сергей Герасимов 40 лет преподавал в главном кинематографическом вузе страны. Через год после смерти ВГИКу дали имя великого кинорежиссера. Ведь он воспитал целую плеяду толковых режиссеров: Сергея Бондарчука, Льва Кулиджанова, Татьяну Лиознову, Киру Муратову, Александра Рехвиашвили, Александра Рогожкина. Среди выпускников-актеров мастерской Герасимова на всю страну прославились Инна Макарова, Николай Рыбников, Жанна Болотова, Людмила Гурченко, Сергей Никоненко, Галина Польских, Наталия Белохвостикова, Лидия Федосеева-Шукшина, Лариса Удовиченко.
Сергей Герасимов часто снимал своих учеников, которые еще не успели заработать себе славу. Это вовсе не мешало его киноработам получать высокие оценки. Да и актеры после такого ошеломительного успеха становились звездами. Но режиссер не очень-то жаловал артистов со стороны. Валентина Теличкина — то самое исключение из правил.
Молодая начинающая актриса стала находкой для Сергея Аполлинариевича. Он очень долго искал, кто сыграет курьера Валю Королькову в «Журналисте». А затем он снял ее и в картине «У озера». После выхода этих фильмов у актрисы не было отбоя от предложений. Сама она позже признавалась, что именно Сергей Герасимов открыл ей дорогу в мир кино.
Перед камерой и за кадром
На самого Сергея Герасимова успех обрушился в 30 лет. После выхода первой картины со звуком «Семеро смелых» о жизни первых советских полярников. Героический пафос времени удалось разбавить непринужденным живым повествованием.
Практически все киноработы приносили Сергею Герасимову разные награды. Свою первую премию он получил за драму «Учитель» в 1939 году.
Художнику удавалось создавать шедевры не только по ту сторону экрана. Часто режиссер сам был в кадре. Например, в лермонтовском «Маскараде» сыграл роль Неизвестного. А его жена, популярная советская киноактриса Тамара Макарова, — главную героиню Нину. Фильм отсняли всего за 3,5 месяца.
Военные годы
Сергей Герасимов не оставил любимое дело даже когда этого, вроде бы, требовали обстоятельства. Стоял на обороне Ленинграда и продолжал снимать кино. Знаменитый парад Победы в Москве 1945 года, где на кадрах советские солдаты бросают знамена поверженного противника к подножию мавзолея Ленина, — тоже идея Герасимова.
В 1948 году вместе со студентами своего первого выпуска экранизировал «Молодую гвардию» Фадеева. Она принесла кинохудожнику Государственную и Сталинскую премии. Но важнее всего статус режиссера-монументалиста. Его Герасимов заслужил за достоверное изображение истории гражданской войны на Украине.
Последняя картина, которую удалось выпустить Герасимову, — «Лев Толстой». Она тоже принесла очередную статуэтку МКФ в Карловых Варах и главный приз ВКФ в Москве. Писателя, завершающего жизненный путь, режиссер сыграл сам.
«Журналист» и «У озера» снимались на Южном Урале
Озеро Чебаркуль со стороны деревни Малково, старая часть города Миасс и его бывший железнодорожный вокзал, главная проходная автозавода и кинотеатр «Восток» в Машгородке навечно останутся в памяти не только южноуральцев, но и всех жителей страны. Премьера социальной драмы «Журналист» также состоялась на малой родине режиссера в 1967 году — в Чебаркульском центре досуга имени Горького. И заслужила большой приз на Московском кинофестивале.
Спустя два года он отразил в своей работе важные экологические проблемы. В фильме «У озера» вновь засветился родной край драматурга. Основные съемки проводили на Байкале. На монтаже потребовались дополнительные кадры. Возвращаться в Иркутскую область за ними не стали, решили кое-что доснять на Южном Урале. Озеро Тургояк, которое не зря именуют младшим братом Байкала, не уступающее тому по ландшафту и кристальности воды, отлично вписалось в киноленту. Работа получила главную премию МКФ в Карловых Варах.
— Герасимов, в отличие от других классиков, никогда не порывал со своей родиной. Он всегда с удовольствием не только сам приезжал, но и учеников своих привозил. И у того же Сергея Никоненко (кинорежиссер, сценарист, ученик Сергея Герасимова. — Прим.ред.) воспоминания о том, как они ходили по грибы, о том, как он вспоминал, где, что было. Пристращал к этой своей любви к малой родине. Ведь очень много режиссеров мэтров, которые стараются забыть, что они из глубинки. У Сергея Аполлинариевича такого ни на минуту не случалось. Наоборот, гордился и подчеркивал этот факт, — поделился режиссер документального кино студии «Урал фильм» Андрей Титов, снявший в 2020 году документальный фильм о Сергее Герасимове.
В 1974 году Сергей Герасимов удостоился звания Героя Социалистического Труда. А в 1985-м получил Ленинскую премию за многолетний труд. В том же году он скончался от сердечного приступа. Не помогла и операция, которую режиссер перенес на сердце незадолго до смерти. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Но ни ученики, ни зрители не готовы расстаться с воспоминаниями об известном кинорежиссере. А у южноуральцев на память остались знаменитые фильмы и маленький музей в селе Кундравы, в котором хранятся личные вещи великого режиссера.