«25 км/ч — и без защиты»: почему важно соблюдать правила при езде на электросамокатах

В Челябинской области зафиксирован устойчивый рост аварий с участием средств индивидуальной мобильности. Госавтоинспекция напоминает: СИМ — не игрушка, а полноценное транспортное средство со своими рисками

СТАРТ С ЦИФР

За 2024 год в Челябинской области зарегистрировано 166 дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) — это почти на треть больше, чем в 2023-м. Пострадали 97 человек, 41 из них — несовершеннолетние.

Рост — стабильный, уже третий год подряд. И более половины аварий — 96 случаев — произошли с участием прокатных самокатов. В этих происшествиях травмы получили 53 человека, включая 19 детей. В 46 авариях водители СИМ скрылись с места происшествия — и почти всегда речь идет о пользователях прокатных сервисов.

ОПАСНЫЕ ИГРЫ

Один из недавних случаев: 16-летний подросток арендовал самокат и катался по межквартальному проезду вместе с другом. В какой-то момент не справился с управлением, самокат опрокинулся, а 17-летний пассажир получил тяжелую травму и попал в реанимацию. Аренда была оформлена на взрослого — подростки просто использовали чужой аккаунт.

— Они катаются вдвоем. Это запрещено. Это прямо прописано в правилах. Средство индивидуальной мобильности не рассчитано на двух человек. А подростку кажется, что это нормально. Он не думает, почему это запрещено, и не хочет вчитываться в правила, — объясняет Константин Савостин, начальник отдела технического надзора Госавтоинспекции Челябинской области.

ПРОБЕЛ В КОНТРОЛЕ

По словам экспертов, основная проблема — в том, что декларируемые сервисами проката ограничения по возрасту никак не контролируются.

— Юридически — да, аренда доступна с 18 лет. Но кто реально проверяет? Никто. Подросток просто берет телефон мамы, заходит в приложение, оплачивает — и всё. Это не единичные случаи. Это система, — говорит Константин Савостин.

Он обращает внимание, что крупные компании, такие как WHOOSH или Юрент, сами указывают в пользовательском соглашении: арендатор должен быть совершеннолетним. Но никаких реальных мер верификации личности сервисы не предпринимают.

СКОРОСТЬ — НЕ ИГРУШКА

25 км/ч — допустимая скорость для СИМ по ПДД. Но она же и одна из самых опасных в условиях города.

— Я как водитель могу сказать: средняя скорость автомобиля в городе — 25–30 км/ч. Только в машине ты сидишь в металлическом корпусе, пристегнут, защищен подушками. А тут — ребёнок в шортах и футболке, на доске с колесами. Один порыв ветра, один бордюр — и он летит лицом в асфальт, — подчеркивает Константин Савостин.

Госавтоинспекция уже предлагала снизить допустимую скорость передвижения на электросамокатах в Челябинске до 15 км/ч. И особенно — рядом с пешеходными переходами.

ПРАВИЛА НЕ ИЗ УЧЕБНИКА

По словам Константина Савостина, почти каждое правило, связанное с безопасностью на дороге — это следствие конкретной трагедии.

— Каждый пункт в ПДД написан кровью. Без преувеличения. Не потому что кто-то придумал запрет ради запрета. А потому что кто-то погиб. Вот так и с пунктом, что нельзя ездить вдвоем. Кто-то погиб — появилась норма. Так и работает эта логика.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ЕЗДИТЬ

Согласно пункту 24.1 ПДД, на электросамокате можно передвигаться: — лицам от 7 до 14 лет — только по тротуарам, велодорожкам или в пешеходных зонах; — с 14 лет — разрешено выезжать на велополосы и обочины дорог с ограничением до 60 км/ч; — на проезжую часть — только при отсутствии других вариантов движения и при наличии прав категории M, A или B.

Важно: если средство весит больше 35 кг или развивает скорость свыше 50 км/ч — это уже не СИМ, а мопед. И к нему другие правила.

Правила предусматривают, что пользователь СИМ обязан: — двигаться по правому краю проезжей части, если иного не предусмотрено; — уступать пешеходам в любых пешеходных зонах; — не перевозить грузы, которые мешают управлению; — не буксировать другие транспортные средства или предметы.

ЧТО НЕЛЬЗЯ

Кататься вдвоем на одном СИМ — Выезжать на дорогу младше 14 лет — Ездить по пешеходному переходу верхом на самокате — нужно спешиться — Использовать наушники или телефон во время движения — Игнорировать шлемы и световозвращающие элементы в тёмное время суток

— Каждое из этих ограничений не случайно. Даже езда вдвоем — это потеря баланса. Тормозной путь удлиняется, обзор сужается, центр тяжести смещается. Всё это может привести к серьёзной травме, — объяснил Константин Савостин.

ПРО ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Участник движения на СИМ приравнивается к велосипедисту. В случае наезда на пешехода или столкновения с автомобилем ответственность может быть как административной, так и гражданской — включая компенсацию ущерба и лечение. В случае с несовершеннолетними — ответственность ложится на родителей или владельцев аккаунта аренды.

ЕСЛИ СЛУЧИЛОСЬ ДТП

Остановитесь, даже если ущерб незначителен

— Окажите первую помощь, вызовите скорую

— Сообщите в прокатный сервис, если устройство арендовано

— В случае травм — вызывайте ГИБДД

— Не скрывайтесь, это усугубит последствия

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ

Самая частая группа среди пострадавших — подростки от 13 до 17 лет. Причины очевидны: доступность устройств, отсутствие опыта, желание прокатиться с другом. В большинстве случаев — без шлема, с наушниками, два человека на одном самокате.

Родителям стоит помнить:

— Передавать аккаунт для аренды — запрещено

— Научите ребёнка, где можно и нельзя ездить

— Покажите, как надевать шлем и управлять устройством

Также важно объяснять, что даже небольшое столкновение может закончиться серьезной травмой. Опасна даже поездка по двору, если рядом автомобили, слепые зоны или неосвещенные участки дороги.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ЕСТЬ

Сервисам давно доступны функции ограничения скорости на определенных участках, создание зон запрета, контроль маршрута и времени суток. В Москве и Санкт-Петербурге это уже внедряется. В Челябинске — пока нет.

КАК ЕЗДИТЬ ПРАВИЛЬНО

– Перед началом поездки — проверьте тормоза и руль

– Наденьте шлем и светоотражающие элементы

– Держите обе руки на руле, стойте ровно, не отвлекайтесь

– Не катайтесь в паре

– Спешивайтесь на переходах

– Не ездите по проезжей части без оснований

– Не выезжайте в дождь и на мокрую плитку — это самый частый сценарий падения

– Изучите местные ограничения: где можно кататься, где — нет

Соблюдение простых правил может спасти здоровье, а в некоторых случаях — и жизнь. Электросамокат — не развлечение, а средство передвижения. И ответственность за его использование — на каждом, кто нажал «Старт» в приложении.

Поделится