Российский писатель, сценарист, культуролог Алексей Иванов назвал Урал территорией волшебства и чудес и рассказал, чем Челябинская область отличается от Свердловской и почему метеорит не может стать брендом региона. Издание ЕАН собрало самые яркие высказывания писателя.
Урал — самая индустриализованная зона на планете
— Урал — это уникальная зона планеты Земля, это самая индустриализованная зона. Урал практически весь изменен индустриальным вмешательством. Человек, незнакомый с историей Урала, приезжает на берег какого-нибудь озера, и ему кажется, что он на природе, а на самом деле это озеро — бывший карьер, только затопленный, то есть это все равно индустриальное наследие. Или, например, группа туристов плывет по реке Чусовой и не понимает, что леса эти уже вторичные, потому что первичные были сведены для нужд горнозаводской промышленности, скалы частично взорваны для прохода железных караванов, русло реки спрямлено еще в XIX в., но сейчас оно уже приобрело естественные формы. Весь этот ландшафт, который турист принимает за дикий, на самом деле преобразованный индустриальный. И вот такое наследие индустриальной горнозаводской цивилизации тоже надо сохранять и осмыслять.
Чем отличается Челябинская область от других регионов
— Свердловская область более или менее едина. Всю ее можно обозначить одной фамилией — Демидовы. Если брать Пермский край, то его можно обозначить словом «Строгановы». Башкортостан, невзирая на его горнозаводское прошлое, тоже можно сконцентрировать в одном образе — Салавата [Юлаева]. Челябинская область очень сложна по устройству, точно так же, как разнообразна по ландшафту. Здесь есть горнозаводская индустрия — это старые заводы, старые прииски. Это не только производство пушек, но это, например, и золотые лихорадки и добыча самоцветов. В то же время в Челябинской области есть очень мощный пласт земледельческой культуры, а точнее, казачьей. Игнорировать казачье прошлое этого региона тоже неправильно. И в Челябинской области очень мощный задел дало советское время, гораздо более мощный, чем в Свердловской. Челябинский регион сложносоставной, и сводить его к одному символу, к одному бренду неправильно. Пусть лучше их будет несколько. Это для региона будет более справедливо и даже более выгодно.
Аркаим как пример уральской идентичности
— Я не сторонник эзотерики, мне все это кажется фигней какой-то, вся эта связь с космосом, все это легкое сумасшествие. Ну если людям нравится, то пожалуйста, я не считаю, что это нужно как-то искоренять и преобразовывать. Если люди едут в Аркаим и чувствуют там вот эти странные эмоции, замечательно, пусть едут и пусть чувствуют, тем более что они везут с собой деньги, а на эти деньги существуют музей и заповедник. Так и должно быть. Аркаим являет очень редкий в России пример, где эзотериков все-таки приручают, одомашнивают. Они там приносят пользу, потому что по большому счету нигде пользу они в России не приносят. А вот в Аркаиме сумели сделать так, чтобы они приносили пользу, причем в этом тоже сказалось индустриальное мышление Урала. Человек индустриального менталитета знает, где надо подкрутить, где надо подшаманить, для того чтобы механизм начал работать.
Аркаим предъявляет изначальный глубинный смысл Урала. Дело в том, что это существовало сравнительно недолго — 50 — 70 лет, потом этот народ ушел. Все эти поселения были заброшены и забыты. То есть он не оставил в истории никакого следа, до тех пор пока его не откопали. И, разумеется, никакого влияния на историю и менталитет Урала Аркаим не оказывал. Сам по себе Аркаим свидетельствует о том, что Урал всех, кто приходит сюда, переделывает под себя. Древние арии, которые построили Аркаим, когда пришли, обнаружили, что на Урале есть запасы руды, древесины и здесь можно заниматься металлургией. Это были металлургические поселения. Аркаим существовал до тех пор, пока древние арии не вырубили леса, пока у них дрова не закончились. Когда закончились дрова, древние арии ушли. Это пример того, что на Урале, кто бы сюда ни явился — крестьянин, кочевник, животновод, он все равно становится металлургом. Просто другого пути на Урале нет. Поэтому Аркаим так важен для нас, для людей, которые понимают значение индустриализации для современного мира. Это не просто развлечение и не просто какая-то тайна истории. Это еще и код Урала, проявленный 3000 лет назад.
Челябинский метеорит как бренд региона
— Челябинский метеорит — это забавно, но это просто случай, а не норма. Все эти бренды не рождаются на пустом месте, не высасываются из пальца. Огромное количество раз в недавней истории России было, когда власти задумывались о том, чтобы создать бренд, начинали вкладывать деньги, прилагать какие-то усилия для раскрутки и ничего не получалось, все улетало на ветер. Потому что бренд должен происходить из идентичности территории, то есть из ее географии, истории и менталитета тех людей, которые на ней жили в течение поколений. Если бренд привнесен извне, то сколько в него денег ни вкладывай, он все равно не приживется, не станет жизнеспособным. Челябинский метеорит прилетел, взорвался, и все. Но это не суть Челябинской земли. Ваши бренды — это золотая лихорадка, Аркаим, кыштымская авария. При всем том, что это катастрофа, это все равно бренд, который может приносить деньги территории, создавать славу. Можно и другие бренды называть, которые от вашей идентичности идут. Метеорит не идет от идентичности. Он просто летел в космосе и случайно попал к вам. Вот и все.
Какой путь Урал выберет?
— Сложно сказать. Я не дал ответ в своей книге. Если Урал выберет неправильный путь, он заглохнет, превратится в безликую, никому не интересную провинцию и далеко не самую индустриально развитую. А если он все сделает правильно, то опять вернется в число двигателей мировой цивилизации. Такой шанс есть, никто его у нас не отнимает.
Алексей Иванов — автор более 20 книг, среди которых «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Хребет России», «Псоглавцы», «Ёбург», «Тобол», «Пищеблок» и другие.