Телефонное мошенничество: как защитить себя и свои деньги от аферистов (пять важных правил)

С каждым годом злоумышленники становятся изощреннее — схемы обмана уже давно вышли за рамки простых звонков «от имени службы безопасности». Сегодня мошенники используют не только подменные номера, похожие на «безопасные», но и методы социальной инженерии,а также дипфейки. Эксперты Билайна собрали пять простых, но работающих правил, которые помогут вам избежать неприятностей.

  1. Не поддавайтесь панике.

Мошенники всегда играют на эмоциях. Они могут говорить, что с вашей карты пытаются списать деньги, что на ваше имя оформлен кредит, или что кто-то из близких попал в беду. Важно помнить: настоящие представители банков, операторов связи или госорганов не будут звонить, давить на вас или требовать срочного решения. Паника — главный союзник злоумышленника.

Если вы слышите в трубке фразы вроде «мы звоним из Госуслуг», «действовать нужно прямо сейчас» или «иначе будет хуже» — это повод немедленно прекратить разговор.

2. Не сообщайте личные данные.

Никогда не называйте по телефону:

— номер банковской карты и CVV-код;

— коды из SMS;

— пароли от личных кабинетов и сайта «Госуслуги»;

— паспортные данные.

Не сообщайте эти данные, даже если вам звонит якобы «ваш оператор связи» или «специалист службы безопасности банка». Настоящие сотрудники таких данных не запрашивают.

3. Не переходите по ссылкам от незнакомцев и не устанавливайте ПО по просьбе звонящего.

Популярная схема последних лет — «защита от мошенников» через установку приложений удалённого доступа. На деле это не защита, а способ дать злоумышленнику прямой доступ к вашему устройству. Никакие «официальные» службы никогда не будут просить вас установить стороннее ПО.

Помните: предложение «установить защитное приложение» — это уже мошенничество.

Не забывайте, что вредоносное ПО может попасть на ваше устройство и через ссылку или файл от незнакомца или даже от знакомого. Не открывайте ссылки и файлы, полученные от неизвестных абонентов. А к неожиданным просьбам знакомых проголосовать за них на каких-то неизвестных ресурсах отнеситесь с осторожностью и не спешите выполнять такие просьбы — сначала убедитесь, что сообщение действительно отправлено вашим другом или близким, а не мошенником.

4. Проверяйте, кто вам звонит.

Уже давно звонки с официальных номеров можно маркировать. Например, у Билайна все звонки поддержки идут с номера 0611, и на экране отображается имя бренда и эмодзи пчелки — благодаря технологии «Этикетка».

Если у вас вызывает сомнение номер, с которого поступил звонок, — завершите разговор и перезвоните на официальный номер, указанный на сайте компании. Не уточняйте информацию в том же звонке — это может быть ловушка.

Чтобы минимизировать риск диалога с мошенником, стоит настроить функции безопасности в мессенджерах и ограничить прием звонков от неизвестных номеров, а также запретить незнакомцам добавлять вас в групповые чаты.

5. Доверяйте себе, а не голосу в телефоне.

Даже если вам звонит человек с «правильной» интонацией и использует «нужные» термины — это ничего не значит. У мошенников есть доступ к открытым базам данных, они умеют манипулировать. Думайте критически. Если есть малейшее подозрение — завершите разговор. Для проверки информации всегда перезванивайте по официальному каналу связи организации, не в мессенджере.

Что делать, если вы все-таки попались

1. Немедленно свяжитесь с банком. Заблокируйте карту или переводы.

2. Позвоните сотовому оператору. Там расскажут, что произошли, помогут минимизировать негативные последствия, подать необходимые заявления и т.д.

3. Обратитесь в полицию. Чем быстрее — тем выше шанс вернуть деньги и зафиксировать преступление.

Поделится