Маленькие по численности классы, занятия только в первую смену, отсутствие мата и буллинга — об этих и других преимуществах православной гимназии рассказал директор Челябинской православной гимназии во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца иерей Александр Власов. Уроки здесь начинают и заканчивают молитвой. В Челябинской области это единственное православное учебное заведение, оно находится в частном секторе Калининского района. В этом году гимназия отмечает свой 22-й день рождения.
— Отец Александр, есть ли еще места в первых классах?
— Места есть, и не только в первом, но и в других классах. Более того, ребята могут перейти к нам даже в середине учебного года.
— Для того чтобы стать учащимся православной гимназии, нужно выполнить определенные условия. Какие?
— Каждый поступающий приносит свидетельство о крещении в православном храме. Второе, не менее важное условие — желание родителей воцерковлять ребенка и самим воцерковляться. Помимо участия в таинствах нужно будет работать с детьми и в плане общеобразовательного стандарта. Наконец, нужно иметь в виду, что у нас частная гимназия. Родители должны проанализировать семейный бюджет и решить, смогут ли они оплачивать обучение.
— Будет ли первоклассник проходить тестирование?
— Да, в легкой и ненавязчивой форме. Посмотреть на ребенка нам необходимо, чтобы определить, потянет он обучение или нет. Ведь уровень образования по всем предметам у нас выше, чем в муниципальной школе.
— Насколько сильно программа отличается от того, что преподают в муниципальной школе?
— Предмет «Основы православной веры» идет у нас с первого по одиннадцатый класс. Второе отличие — огромный опыт учителей, которые работают с детьми. Наших педагогов можно смело называть стажистами. Они чувствуют ребенка, а малочисленность классов (около 15 человек) позволяет им применить индивидуальный подход. Поскольку у нас гимназия аккредитована, мы даем образовательный стандарт: «Школа России» в начальных классах, ФГОС в среднем и старшем звене. Но если у ребенка есть силы и желание, даем сверх этого стандарта.
— Поскольку у вас статус гимназии, а не лицея, значит, больше ориентируетесь на гуманитарный профиль?
— В целом да. При этом те ребята, которые тянут естественнонаучный цикл, получат мощную подготовку в этом направлении. Многие наши выпускники поступают в университеты по всей стране. Мы уделяем немало сил православному стандарту, который является для многих учащихся и их родителей приоритетным.
— Что такое православный стандарт и насколько он схож с Законом Божиим, который преподавался в дореволюционной России?
— Сравнивать с тем, что было до революции, не совсем корректно. Информационные технологии XXI века очень сильно изменили и светское, и религиозное образование. В последнем тоже есть и электронные презентации, и аудио-, и видеоматериалы.
Православный стандарт — это комплекс предметов, закрепленный документом «православное представление» от Московской патриархии. В прошлом году мы набрали два первых класса, и в одном из них дети и родители пожелали больше воцерковиться. Поэтому мы с ними пошли не просто по православному стандарту, а стали давать дополнительные материалы. И в этом году хотим продолжить эту тенденцию.
— Стереотип обывателя: в православной гимназии спокойнее, чем в обычной школе. Нет мата, курения, драк и прочего негатива.
— Это правильное представление, в целом так оно и есть. Однако нужно понимать, что у нас учатся не только глубоко воцерковленные дети, но и те, кто только начинает путь к Богу. Поэтому, хоть и редко, но случаются различные вещи. Факторов, которые могут повлиять на желание ребенка что-то попробовать и выпасть из контекста православия (а такое может случиться и в глубоко верующей семье), много. Начиная от доступа к интернету и заканчивая советами своих сверстников. Этой проблемой мы занимаемся — боремся с вредными привычками, по возможности устраняем их.
— Каким образом?
— В сотрудничестве с родителями. Гимназия не находит общий язык с теми, кто считает: «Мы дали вам ребенка, вот и занимайтесь с ним. Сами мы ничего не будем делать». Это не серьезный разговор. Результата можно достигнуть только при совместной работе: родитель, учитель, ребенок. Законы педагогики говорят нам, что 70 процентов успеха зависит от родителя, 20 — от учителя, и лишь 10 — от ребенка. Нужно помнить и закон об образовании, который гласит: ответственность за получение ребенком образования несет родитель.
— Насколько реально родителям обеспечить 70 процентов успеха в учебе? Ведь мамы и папы с утра до вечера на работе.
— Но можно же хотя бы самим ходить на исповедь и причастие — а порой родители и этого не делают. Не могут объяснить ребенку, для чего нужны утренние и вечерние молитвы. Как мы будем воцерковлять детей, если они от нас слышат одно, а в семье видят совершенно другое? Родители работают, несомненно. Но они же могут позвонить с работы детям. И потом: не ночуют же они на работе. Ребенок задает нам вопрос: «Почему папа с мамой у меня не молятся?». И причем здесь работа?
— Иногда бывает такое: родителям «трудных» детей руководство муниципальной школы заявляет: «Вам бы подошла православная гимназия». А на самом деле им подошло бы индивидуальное, домашнее семейное обучение или вовсе коррекционная школа.
— На самом деле, в ряде случаев, коллеги из муниципальных школ правы, советуя родителям перевести ребенка к нам. Некоторым детям в больших классах тяжело только из-за того, что учителя не могут уделить им должного внимания. И здесь такой ребенок обретает ровно то, что ищет: внимание педагогов, малый класс, психологическую разгруженность. Вторая проблема, которую мы можем решить: глубоко воцерковленная семья страдает от безнравственного поведения одноклассников в простой школе. В православной гимназии ученик, который раньше был «белой вороной», попадет в совершенно естественную для него среду.
— Есть ли зависимость между воцерковленностью и успеваемостью?
— Связь между воцерковленностью и прилежанием самая прямая. А прилежание, в свою очередь, — один из главных факторов успеваемости. Поэтому среди частных школ мы практически первые, а среди муниципальных школ региона входим в 20-ку лучших по результатам ЕГЭ.
Челябинская православная гимназия приглашает учеников с 1-го по 11-й класс. Обучение здесь имеет ряд преимуществ: маленькие по численности классы, занятия только в первую смену, отсутствие мата и буллинга. Адрес гимназии: Челябинск, ул. Коммунальная, 48. Телефоны: (351) 796-29-15, 796-28-62.
Почему мы молимся святым?
На вопрос наших читателей «Почему верующие молятся святым, а не разговаривают напрямую с Богом?» отвечает настоятель миасского храма в честь образа Божией Матери «Достойно есть» иеромонах Герман (Чернышев):
— Верующие говорят напрямую с Богом. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить содержание молитвы «Отче наш» или открыть ежедневные молитвенные правила в молитвослове и познакомиться с текстами, которые там есть. Но и обращение к избранникам Божиим — довольно давняя традиция, берущая начало еще в Ветхом Завете. Вспомним разговор Авраама с путниками, явившимся ему у Мамврийского дуба и последовавшими затем в Содом, дабы вынести суд над этим городом. Даже десяти праведников, нашедшихся в нем, было бы достаточно для его спасения. Как известно, пророк и боговидец Моисей еще при жизни был ходатаем за свой народ перед Богом. Почитание иудеями себя потомками и наследниками Авраама также косвенно являлось обращением молитв к праотцу. Первые христиане почитали своими молитвенниками мучеников, среди которых были и те, кто некогда открывал своим почитателям веру Христову.
Такая традиция несет в себе множество смыслов. Во-первых, так мы свидетельствуем о своей вере в воскресение Христово, которое сделало доступным всякому, живущему по Евангелию, человеку наследие Царства Божия и вечной жизни. Обращаясь к святым, мы воспринимаем их как реально живущих, существующих персон, и не простых людей, а тех, кто своей жизнью угодил Богу, а значит, мы своей молитвой к святым выражаем готовность следовать их примеру. Отсюда и благочестивый обычай называть детей в честь святых, тем самым определяя для ребенка его небесного покровителя.
Молитвой, обращенной к святым, мы выражаем еще и одну из важнейших добродетелей — смирение. Мы как бы признаем свое недостоинство перед Богом и недостаточность своих молитв или даже нерешимость обращаться к источнику святости — Богу — ввиду осознания своей греховности и духовной поврежденности. И, конечно, в молитве к святым мы также обращаемся не только к ним как к личностям, но и к Богу, действующему через каждого из них, тем самым показывая Ему наше намерение жить так, чтобы постепенно приблизиться к святости таким же образом, как и тот святой, к которому в этот момент обращены наши молитвы.