Кокер-спаниель Муха ходит за хозяином словно хвостик. Без внимания не оставила и его новое увлечение — сапбординг. Теперь они вместе гуляют по воде и участвуют в марафонах.
Я ГОНДОЛЬЕР, А ОНА ПРИНЦЕССИШНА-КОРОЛЕВИШНА
Свой первый сапборт Виталий купил в 2019 году, Мухе тогда было около года. До этого брал покататься у товарища и загорелся. Поэтому после покупки не удержался и накачал сап длиною в 180 сантиметров уже на кухне.
— Муха за этим наблюдала, а потом забралась на него и улеглась. Задремала даже на нем. Потом пришла кошка, она была главная в семье — Муху прогнала и улеглась на это место. Собака ходила вокруг нее, но не гоняла, — вспоминает Виталий.
Не пропустила собака и первый спуск сапборта на воду на Шершневском водохранилище.
— Когда накачал, Муха активно изучала сап: ходила по нему, залазила, ложилась. Потом спустил его на воду, нос сапа был на берегу, я начал на него усаживаться, Муха сама запрыгнула и уселась. Мы с ней небольшое путешествие проделали, — рассказывает Виталий. — И после этого она к нему относится как к своей игрушке. Куда бы мы ни приехали, где бы мы ни были, вытащили сап, она тут же забирается на него. Не успеешь накачать, она уже на нем. Когда мою его, Муха, чем бы ни занималась, бросает свои дела, тут же приходит и лежит на нем.
Сапборд Виталия Муха воспринимает как свой. С радостью запрыгивает на него и сильно ревнует и ругается, если ее не взяли кататься.
— На берегу ее как-то оставил, она была зла как тысяча чертей. Это было на Каслинских озерах, мы с ней час гуляли (по воде — прим. ред.). Высадил ее, думал, что устала, решил немного прокатиться вдоль камышей. Она начала выть так, что из камышей вылезли рыбаки и стали делать нам замечания о том, что надо прекратить этот вой. Пришлось вернуться, она запрыгнула, и мы еще прогулялись, — вспоминает со смехом мужчина.
Это произошло не в первый раз — как-то Муха обиделась на Виталия в центре Челябинска, у Юности. Тогда она услышала голос хозяина, когда он уже возвращался с небольшой прогулки, и взвыла во весь голос. А через пять минут уже сидела довольная на сапе посреди реки Миасс.
— Мне пришлось вернуться под Свердловский мост, взять ее на сап. Мы сделали кружок между Торговым центром и Юностью и все, ребенок наш собачий успокоился и мы вернулись. Она против, если кто-то катается один на ее игрушке. Я гондольер у нее, а она принцессишна-королевишна, — смеется мужчина.
ЭТО МОЙ ПАРТНЕР — НЕЛЬЗЯ ЕГО БРОСАТЬ
Муха охотничьей породы, поэтому в воде себя чувствует отлично. Виталий не пристегивает ее к сапборду. Два года собака удерживалась на сапе, но недавно все-таки слетела с него.
— Первый случай у нас был 24 июля на гребном марафоне «Жемчужный». Прошли уже больше половины дистанции. Приготовился к маневру, чтобы обогнать впередиидущего, приблизился. Муха стояла на носу. Она любит сидеть там и смотреть вперед, либо уходит назад и смотрит вдаль, если люди там есть. В этот момент приехали фотографы на моторке, от нее пошла волна, Муха ушла назад, изучать кто там, что там. Гребу и замечаю, что появилось второе дыхание. Ускоряюсь и в какой-то момент понимаю, что чего-то не хватает. Оборачиваюсь, а Муха плывет за мной метрах в 30, — рассказывает Виталий. — Быстро разворачиваюсь, прекращаю гонку, это же мой партнер — нельзя его бросать. А она видимо поняла, что ей меня не догнать, развернулась и поплыла к ближайшему острову. В результате я ее догнал, за ошейник зацепил, забросил, она отряхнулась, и мы продолжили гонку.
Сейчас Виталий и Муха усиленно тренируются — готовятся ко второму общему соревнованию. В начале сентября они примут участие в «Райском марафоне». Более 40 километров, от четырех до шести часов Виталию придется провести на ногах с веслом в руках. У него в отличие от других участников на сапе будет сидеть еще и собака.
— С ней труднее. Девочка у меня не худая — 10 килограмм весит. Это как тренировка с утяжелителями. Мы с ней регулярно это делаем, в принципе я привык. Но есть минус: она может пройти по краю, прижаться к ноге. Получаю дополнительную нагрузку на вестибулярный аппарат, чтобы сбалансировать сапборт.
ВСЕГДА ЗА ХОЗЯИНОМ ИДЕТ, НЕ ДУМАЯ
Муха — маленький товарищ Виталия. Даже во время нашего разговора крутится рядом, прижимается к его ноге и прислушивается.
— Она везде со мной. И по грибы, и по ягоды ходим. Как-то шел дождь, мы собирали грибы, а она сидела под кустом возле ведра и ждала. Не так давно ездили в Екатеринбург. С сыном, дочкой и Мухой покатались там на пруду, — рассказывает мужчина.
На вопросе об общих хобби задумывается, зато потом вспоминает о походах в горы.
— Она ходила с нашей семьей и друзьями на Зюраткуль в 2019 году, залезла на самый верх. Правда через курумник (россыпь больших камней — прим.ред) пришлось ее тащить, не могла там перепрыгивать. В 2020 году до пандемии успели съездить на Аракульские Шиханы, там она в первый раз испытала страх, — признается Виталий. — Она всегда за хозяином идет, не думая. Пока забирались, лезла сама, где-то подсаживать приходилось, но лезла. А потом осознала, что мы очень высоко. Цеплялась когтями, не хотела спускаться. Пришлось ее посадить в рюкзак, его на спину и потихоньку с ней спускаться.
Предоставлено «Комсомолке» Муха ходит с хозяевами в горы и по грибы. Фото: Предоставлено «Комсомолке» МЕЧТА — ХОРОШИЕ СПУСКИ К ВОДЕ В ЦЕНТРЕ ЧЕЛЯБИНСКА
— Это для нас как прогулка в парке. Мы гуляем по воде. Бывает, два раза в неделю, иногда каждый день, — рассказывает Виталий.
Кто-то в другом городе бежит гулять по центру или популярным местам и сувенирным лавкам. А семья Тарасовых обязательно старается пройтись там на сапе. Но есть и постоянные места, куда возвращаются:
— У нас любимые озера Увильды, Долгое в Каслинском районе, Маленькие Касли. Основная локация — от цирка до Родника практически. Там есть два бобра, Муха всегда удивлена, почему они с ней не играют. И на Шершнях от базы «Волны» до базы МЧС, туда и обратно три километра. А так мы во всех водоемах, где есть возможность, стараемся покатать: Первое озеро, Второе, все, что есть в ближайшей округе.
Одно из любимых мест — река Миасс в центре Челябинска. На набережной всегда останавливаются посмотреть люди, а дети восторгаются собакой, катающейся на сапборде.
— У нас с Мухой есть мечта, чтобы были хорошие спуски к воде в центре Челябинска на речку Миасс. Сейчас единственный спуск возле цирка: разбитая и в страшном состоянии железная лестница со сломанными ступеньками. Раньше был спуск к воде возле кировского моста. Иногда спускаюсь под Свердловским мостом, но там очень грязно и только хлипкий мосток, который сколотили рыбаки. И на пруду Коммунар тоже нет спуска, — отмечает Виталий. — У Родины раньше был спуск к воде, сейчас там полтора метра до воды и надо слазить очень аккуратно. Не каждый человек сможет это сделать. Это большой вопрос в развитии сапсерфа в Челябинске. А это могло бы быть пропагандой здорового образа жизни среди молодежи.
Схема, по мнению мужчины, проста — человек видит сапбордистов и хочет попробовать сам. А для того, чтобы привлечь большее внимание, можно проводить яркие и веселые сап-фестивали:
— Самый большой в России Санкт-Петербургский «Фонтанка-SUP», туда съезжаются представители разных городов, целые команды, тысячи человек. Екатеринбург проводил в этом году два фестиваля сапсерферов. У нас пока с этим тихо. Мы обращались в Управление культуры города, предлагали свои услуги — на день города создать одну из площадок на реке Миасс, мы бы там какие-нибудь интересные вещи показали зрителям. Люди, которые занимаются сапсерфом, готовы продвигать это в массы.
ПРОСТО МЫ С СОБАКОЙ ДРУЖИМ И У НАС ЕСТЬ ОБЩЕЕ УВЛЕЧЕНИЕ
Кокер-спаниель появилась в семье Тарасовых почти три года назад. Тогда девочке было восемь месяцев и она уже сменила двух хозяев.
— Брали ее сыну, выбирал он. Ему на тот момент было 12 лет. Как это бывает с детьми, пару месяцев позанимался, потом говорит: «Папа, это будет твоя собака», — вспоминает Виталий.
По паспорту Муху зовут Ева. Переименовать пришлось, когда родственники назвали свою дочь Евой.
— У меня была собака Муха. Мне ее дарили на три года. Дед тогда сказал: «Если мальчик — это Мухтар, а если девочка, тем более такая маленькая, то Муха». Когда переименовал ее из Евы в Муху, сразу вспомнил, что у меня была первая собака Муха, — рассказывает с улыбкой Виталий. — Без собак мы особо и не жили. У них тоже были свои большие интересные истории.
Муха часто запрыгивает на парапет возле Краеведческого музея — ей нравится смотреть на уток, чаек и воду. Возможно, так в ней говорит ее охотничья сущность.
— Да, порода охотничья, ее задача таскать дичь, поднимать уток. Она делает стойку на голубей, чаек и белок в парках. Но она не агрессивная, не знает, что такое стрелять, носить. Очень социальная девочка, — объясняет Виталий.
Во время прогулки на сапах Муха любит покататься и с другими людьми. Запрыгивает на другие сапы, нюхает, смотрит. Иногда новички пугаются, но быстро привыкают, признается мужчина.
— Этому мы научились с дочкой. Муха ее очень любит. У дочери тоже свой сап, когда гуляем, Муха перепрыгивает с удовольствием к ней. Гуляет с ней, потом надоест, начинает подвывать, надо к хозяину. Сближаемся, она перебегает ко мне. Бывает, плюхается, не рассчитав, — рассказывает Виталий.
Собака-сапсерфер стала визитной карточкой Виталия. Во время прогулок их часто фотографируют, а потом уже знакомые пересылают эти фотографии мужчине. Часто приглашают сниматься для телевидения. Например, недавно связались представители китайского телеканала. Виталий признается, что специально для узнаваемости ничего не делал. А на вопросе о развитии личного бренда Мухи через Instagram задумался:
— Я далек от технологий в силу возраста. Да и не вижу ничего необычного в этом. Просто мы с собакой дружим и у нас есть общее увлечение. Хотя, может быть, кому-то и было бы интересно смотреть, чем мы занимаемся, как гуляем.
ПОСЛЕ 30-40 МИНУТ ГУЛЯНЬЯ ПО ВОДЕ УТРОМ ВСТАВАЛ КАК ОГУРЧИК
В увлечении сапсерфингом Виталия поддерживает не только собака, но и вся семья. В прошлом году он поставил на сап своего отца, которому на тот момент было 73 года:
— Папы не всегда слушаются. Но когда он делал, как я говорил, все получалось. Через день поехали с папой снова. Он уже понял, что может все сам — два раза плюхнулся. Но с папой не так часто получается, как с Мухой. На вылазках на природу я уже и больших, и маленьких на сап поставил. Кстати дети очень хорошо с Мухой встают на сапборд. Делают это гораздо быстрее, потому что бегающая Муха вроде создает дисбаланс, но в то же время дети видят, что Муха не боится, и более раскрепощено относятся к этому, быстрее начинают осваивать.
Сап — это не только весело и интересно, но еще и про здоровье, уверен Виталий. Ведь на сапборде работают все группы мышц: ногами ловишь баланс, руками гребешь, а голова думает, как обойти волну и не упасть.
— У меня в 43 года (сейчас Виталию 50 лет — прим. ред) был инсульт, долго восстанавливался, проходил разные терапии. Лучше всего помогало плавание. Еще у меня было «удачное» приземление на спортивном парашюте в лесу — не поломался, а только поушибался. Тоже пришлось восстанавливаться. Врач, когда я сказал, что этой штукой хочу позаниматься, сказал: «Да, это тебе поможет». Становилось легче. Появлялся спазм — брал сапсерф и шел плавать. После 30-40 минут гулянья по воде утром вставал как огурчик, — признается Виталий.
Дарья МАРКОВА