Челябинка Елена (по просьбе героини материала мы не называем ее фамилию) два года пользуется сервисом каршеринга. Ее все устраивало, пока она не получила письмо с требованием заплатить штраф в 5000 рублей за якобы оставленную в салоне иномарки бутылку воды. Девушка утверждает, что этого не делала, и добровольно платить отказывается, а «URAмобиль» грозит подать в суд. Рассказываем, как обезопасить себя от подобной ситуации, и разбираемся с юристом, насколько обозначенная сумма соразмерна возможному проступку.
Пять тысяч за бутылку!
— Долго думала, стоит ли выносить случившееся на всеобщее обозрение, — призналась Елена. — Но ситуация, в которой я оказалась, может стать примером и уберечь других от ошибки. Сервисом каршеринга «URAмобиль» я пользовалась без проблем два года. Часто глючило приложение, встречались машины с дефектами, приходилось звонить сообщать, идти брать другую машину, если не заводилась. Но это цветочки. А тут мне пришло письмо с требованием заплатить штраф в 5000 рублей. Как вы думаете, за что? За нарушение ПДД, повреждение кузова? Нет! За загрязнение салона.
Вот только девушка не могла припомнить, что могла оставить после себя мусор. Написала представителям компании: уточнила, что за загрязнение и попросила предоставить доказательства. Но в «URAмобиль» ответили, что это Елена должна прислать подтверждение, что она тут не при чем.
— Что именно за загрязнение мне так и не написали, — продолжает челябинка. — В итоге я добилась, чтобы прислали фотографии. На них в кармашке внизу руля оказалась бутылка воды. Пять тысяч за бутылку! Чья она, не знаю. Когда садилась в автомобиль, я ее не видела и фото соответственно не сделала. Да если бы и увидела, то просто выбросила бы ее (как я делала не раз, за предыдущими пользователями).
Девушку возмущает, что в каршеринговой компании не пытаются войти в ее положение. Мол, договор же подписала, обязана его исполнять. И вообще сама виновата — надо было лучше смотреть. При этом в договоре есть пункт, согласно которому компания может изменять его условия, и не обязана информировать об этом пользователей. Поэтому каждый раз перед арендой машины стоит его перечитывать.
— В последнем письме мне прислали, что за чужую бутылку они подают на меня в суд, так как я отказываюсь платить им пять тысяч, — добавляет Елена. — Сказать что я в шоке — ничего не сказать. Компании, видимо, без разницы, кто что сделал, без разницы на репутацию и отзывы. Главное содрать штраф с невиновного человека, потерять клиента. Сейчас мы с юристом готовим претензию. Дело же не в пяти тысячах рублей, а в нечестности и маразме происходящего. Поэтому, если решили воспользоваться сервисом, подумайте сто раз, перечитайте договор и зафиксируйте все что видите.
Мусор по наследству?
Как это ни парадоксально, но чужой мусор действительно может стать вашим. Это корреспонденту КП-Челябинск подтвердила руководитель диспетчерского центра «URAмобиль» Анастасия Финько.
— Сервис краткосрочной аренды автомобиля не предусматривает уборку и мойку автомобиля после каждой аренды автомобиля, — объяснила Анастасия Финько. — После завершения аренды, автомобиль снова доступен для бронирования. Каждый арендатор обязан оставлять автомобиль в том же состоянии, в котором автомобиль находился до начала аренды. Для этого сервисом предоставляется три бесплатных минуты для осмотра автомобиля и фотофиксации повреждений кузова или салона, наличия загрязнений. В случае, когда один пользователь не зафиксировал мусор до начала аренды, но при этом следующий это сделал в режиме осмотра автомобиля, это означает, что мусор оставлен предыдущем пользователем.
Все штрафы, по данным представительницы «URAмобиль», прописаны в договоре присоединения. С его условиями каждый арендатор знакомится и соглашается во время регистрации в сервисе.
Наказание рублем, по словам Анастасии Финько, приучает пользователей сервиса к порядку и ответственности. При этом в досудебном порядке штрафы оплачивают примерно 70% арендаторов.
— Каждый случай специалистом прорабатывается в индивидуальном порядке, — продолжает Анастасия Финько. — В случае, когда пользователь осознает свою зону ответственности, мы в праве снизить сумму штрафа до минимального. Но мы советуем всем пользователям выполнять требования договора. Осматривать автомобиль до аренды, делать фотофиксацию недостатков до и после с четырех сторон. И, конечно, не оставлять мусор, загрязнение салона после себя.
Мнение независимого юриста
Вот только размер штрафа вызывает вопросы. Насколько законно требовать с людей огромные суммы за подобное загрязнение салона, мы узнали у юриста из Челябинска Александра Щербинина. Эксперт говорит, что в подобных случаях важно учитывать несколько моментов.
— Есть принцип свободы договора — стороны могут предусмотреть любые штрафы, хоть 100 миллионов или миллиардов. И эти условия будут действовать, — рассказал Александр Щербинин. — Но при этом есть и ограничения. Так, обвиняющая сторона должна доказать, что нарушение совершено именно тем человеком, с которого требуют плату. В данной ситуации — сервис каршеринга должен доказать, что бутылка появилась и оставлена девушкой. К тому же статьей 333 Гражданского кодекса РФ предусмотрено важное условие: неустойка в случае несоразмерности может быть уменьшена. То есть, возвращаясь к принципу свободы договора, если указанный в договоре штраф не соразмерен последствиям нарушенного обязательства, то суд вправе его уменьшить при взыскании.
Поэтому, по словам Александра Щербинина, если «URAмобиль» подаст на Елену в суд с требованием взыскать с нее 5000 рублей по договору, челябинка вправе заявлять о снижении суммы штрафа. С большой долей вероятности его снизят, по предположению юриста, в десять раз.