Риф Динмухаметов мечтал отрыть свой зал единоборств с детства, когда сам занимался боксом. Но дорога к бойцовскому клубу прошла через службу в Таджикистане, Африке, Сирии, а после — на СВО в отряде челябинского спецназа «Оберег». Он так и назвал свой спортзал — «Оберег», и сейчас там тренируются больше 140 детей. Ветеран рассказал «КП» — Челябинск», как продал квартиру ради открытия зала, как ММА помогает бороться с ПТСР и почему первое правило его бойцовского клуба — соблюдать железную дисциплину.
На стене в тренерской висят грамоты с соревнований, в которых выступал и побеждал Риф Динмухаметов. Мини-футбол, армрестлинг, единоборства… И это только среди ветеранов и за последнее время, когда Риф вернулся из зоны СВО. Там он служил в отряде спецназа «Оберег». Кожаные, еще советские перчатки — «сувенир» оттуда.
— Во время боев занимали позицию в доме. Там они валялись — все в грязи, пыли. А мне понравились. Я их забрал себе на память, отмыл, и вот висят, — рассказывает тренер Риф.
Боксом Риф занимается с детства — еще лет в семь пошел колотить грушу. Потом ушел в кикбоксинг — стал чемпионом УРФО, добавилась борьба. Закономерно все переросло в смешанные единоборства, ММА. Крепкий парень и армии не испугался, а после службы подписал контракт — попал в военную разведку, служил в Таджикистане. Так и завертелось.
«Я даже не сталкивался с этим… Как его… ПТСР»
— Были командировки в Африку, позже в Сирийскую Арабскую Республику. А в 22 году ушел в составе нашего спецназа «Оберег» на СВО. У меня там брат служит, и когда все началось, я понял, что боевого опыта у меня больше, чем у многих парней в отряде, и я могу им реально помочь, — вспоминает Риф Динмухаметов.
«Оберег» в начале СВО понес потери — кого-то привезли домой уже в первые недели боев. И Риф точно понимал, куда едет. Потом была вторая командировка, третья… После пятой решил, что пора двигаться к мечте, которую нес лет с 14 — стать тренером. С братом Рифа тоже все хорошо — сейчас он в отпуске, а после вновь вернется на передовую.
— Я даже не сталкивался с этим… Как его… ПТСР. Знал, для чего я еду и что буду делать. Есть некоторые, кто начинают жаловаться: «Мне то приказывали, мне это». Но я считаю, что это все какая-то слабохарактерность. Мужчина должен быть сильным, для этого нужны четкие принципы. Нужно понимать, что идешь защищать Родину, — уверен тренер.
Но столкнувшимся со сложностями в мирной жизни ММА поможет. В этом Риф не сомневается.
— Пусть приходят, мы эмоционально поддержим! К тому же единоборства — это хороший способ переработать негативную энергию, — рассказывает тренер, — У меня занимаются шесть ветеранов СВО. И еще детей участников СВО — 25 человек. Родители знают, кто я такой, приводят ко мне.
Даже на позициях в пустыне Сахара, вспоминает Риф, они с сослуживцами делали штанги из камней, обходили позиции и находили соперников для спарринга. Спорт человека дисциплинирует и помогает очищать разум.
«К тренерской деятельности я шел почти 20 лет»
Для тренера Рифа «дисциплина» — это вообще особое слово, вокруг которого и выстраивается его мир. Сам он в безупречной физической форме, мысли его ясные и понятные, в зале — ни пятнышка. Дисциплина помогала ему выполнять боевые задачи, побеждать в спорте и достигать целей по жизни. И ребят он сейчас учит тому же.
— Сейчас мне 34 года. К тренерской деятельности я шел почти 20 лет. Я понимаю, что накопил опыт не только боевой, но и жизненный, которым мог бы поделиться с ребятами. И поэтому клуб у нас не просто спортивный, а военно-патриотический. Ездим в военные части с детьми, проводим уроки мужества, с ними общаются ветераны, — делится Риф.
И среди учеников Рифа много ребят из непростых семей, есть дети из интерната. С кем-то тренер занимается бесплатно. Было такое, что родители признавались: нечем платить за занятия. Риф разводит руками, мол, не выгонишь же ребенка, когда он старается. Другое дело, когда ученик непонятно зачем ходит в зал. У Рифа ведь все на дисциплине построено — лентяям у него делать нечего.
— В спорте важна дисциплина, уважение тренера. Без этого никак. Кто это понимает, тот может побеждать. У меня есть 14-летняя девочка-спортсменка, которая стала чемпионкой области. Другие ребята достигают хороших результатов. Готовимся: у нас цель взять УРФО, а после пойти на всероссийские соревнования, — рассказывает тренер. — Сейчас занимаются более 140 детей и 50 взрослых.
«Единственная сложность сейчас — аренда»
Плотно открытием клуба Риф Динмухаметов занялся в 24-м году. Обращался за помощью к депутатам, коммерсантам — никакого результата. Решил делать все сам. Нашел помещение, посчитал смету — нужно делать ремонт, закупать дорогие маты на пол и стены, а их делают под заказ. Тогда продал квартиру. Зал открылся в апреле 2025 года.
— Единственная сложность сейчас — аренда. 120 тысяч выходит. Я искал дешевле, но не нашел. А ведь со следующего года еще поднимут. И аренда может задушить. Но решим. Нет нерешаемых вопросов. Уже столько сил потрачено, чтобы детей воспитывать, — рассказывает тренер.
Тренер хочет открыть второй зал — в Советском районе. Там находится база «Оберега» и живут многие спецназовцы с семьями. Риф бы хотел тренироваться с их детьми, и запрос есть, но возить учеников пришлось бы через весь город.
— У меня цель, мечта такая: из всех детей, которые у меня занимаются, если мы на правильный путь с кривой дорожки поставим хоть одного — все не зря, — делится тренер.
Скоро в «Обереге» пройдут соревнования. На них тренер Риф Динмухаметов позвал и своего тренера — который учил еще мальчишку.
