Неоновая вывеска. Запах книг и свежего кофе. В Челябинске уже около полугода работает независимый книжный магазин «Утопии». Открыла его молодая пара из Челябинска – Илья и Рита продают книги, которые любят сами, собирают активное комьюнити и опасаются закрытия точки.
Как сообщает КП-Челябинск, магазин находится на главной улице Челябинска, недалеко от ЮУрГУ. Но покупателей все равно не очень много. Люди заглядывают, рассматривают книги и… уходят.
– Я так и не понял, по какому признаку к нам приходят люди. Неприятным сюрпризом для нас было то, что студентов почти нет. Мы рассчитывали на пеший трафик, но он почти не складывается, – говорит владелец «Утопии» Илья Пронченко.
– Может быть студенты не самая платежеспособная аудитория и не готовы тратить большие деньги на книги?
– У меня в 2009 была повышенная стипендия – две тысячи рублей. Я все равно шел каждый месяц и покупал книги. Причем это был сетевой книжный на Теплотехе, там всегда за нами ходила тетка: ты листаешь книжку, а она за тобой стоит и смотрит.
Основная специализация магазина – историческая литература. Классика есть только в издательстве «Нигма»: стильные обложки и качественные иллюстрации.
– Чаще всего покупают: «Меня зовут смерть», «Чеченская война» Евгении Нориной, «Взрослые дети эмоционально-незрелых родителей» Линдси К. Гибсон, «Опасные советские вещи Городские легенды и страхи в СССР» Архиповой и Кирзюк, «Уход в лес» Эрнста Юнгера, – рассказывает Илья.
– Издательства легко идут на контакт с ламповыми магазинчиками?
– Я думал, ты пишешь, они тебя встречают с бубнами и танцами – все же открытие нового книжного сейчас не такое уж и частое явление. А оказалось, что до некоторых издательств не достучишься. Ты им пишешь: «Ребята, хочу купить у вас книги», они тебе не отвечают, ты пишешь им в Instagram: «Ребята, я писал вам на почту, вы не отвечаете». И тебе не отвечают. Я позвонил как-то в одно из ключевых гуманитарных издательств России по единственному имеющемуся номеру телефона, потому что на почту мне никто не отвечал. В итоге мне ответил дядька, говорю: хочу купить у вас книги. А он мне сказал что-то в духе: «Мы не нуждаемся в ваших услугах». Я перезваниваю, говорю: а вы кто. А это охранник.
Детские книжки переживают ренессанс
О книгах на полках Илья рассказывает с любовью. Детская литература, графические романы, психология, научпоп и даже популярный сейчас young adult. Все эти книги Илья и Рита прочитали или хотя бы ознакомились с содержанием:
– Есть две полки, которые я не трогал – это жанр young adult (для девочек, подростковая литература – добавляет шепотом Илья). Плюсы неразделенной любви, вот это все. Я не являюсь референтной группой, я их не понимаю. Рита в какой-то момент времени решила, что нам нужно разбавить, мы слишком высоколобые. Но, видимо, это не так работает, потому что все равно должно быть то, что тебе нравится.
Илья уверен, что в случае с покупателями выбор книг работает также, как с детьми. Ребенку интересно читать то, что интересно его родителям.
– А сами что любили в детстве читать?
– Как и сейчас – про историю. Но это было больше связано с тем, что что у меня было, то я и читал. У меня родители мало понимают в книгах. Вместо сказок они как-то купили мне набор эпоса. А это классический эпос: там рыцарь сражается с басурманами, рубит их до седла, потом ему принцесса за это дает. Некоторые книжки мои мы сейчас читаем с сыном, они хорошо сохранились. Это прикольно по-своему.
Из тех, что стоят в «Утопии» в шкафу с детскими книгами Илья многие прочитал сыну. Среди них в глаза бросаются не сказки и рассказы для малышей, а книжки про смерть, природу болезней и биологические отличия девочек и мальчиков. Все это подано просто, интересно и понятно.
– Детские книжки в последнее время переживают ренессанс. Сейчас похоже он закончится из-за цен. Это замкнутый круг: дороже книжки – меньше покупателей, меньше покупателей – дороже книжки. Плюс сейчас истории с авторскими правами, на новые работы их не продают. Это однозначно плохо – возврат девяностых. Но это тоже интересное время: гнусавые переводы, всратые книжки. Есть Тверское издательство «Колонна»: оно достаточно старое, 90-х годов. Специализируются на издании моргинальной, андеграундной литературы, сейчас издают всяких французских писателей, который рассуждают про смерть. Но, например, в прошлом году переиздали Илью Масодова «Мрак твоих глаз». Это книга 1998 года, я ее читал, когда был подростком, – показывает на книгу с пионеркой Илья.
От идеи до открытия прошло три месяца
Весной 2021 года Илья Пронченко и Маргарита Шеповалова задумались о своем деле. А через три месяца открыли независимый книжный магазин в центре Челябинска. Арендовали небольшое помещение, повесили яркую вывеску и стали ждать посетителей, чтобы не просто продавать, а делиться с горожанами своими любимыми книгами.
Признаюсь, когда услышала об открытии независимого книжного, подумала, что книги стоят там баснословных денег. Но когда сама купила там книги, поняла, что стоят они примерно столько же, как и в сетевых магазинах. Некоторые книги продают почти по той же сумме, что и закупили, признается Илья.
– Мы и не планировали тут зарабатывать. Но попробовали. С ребятами познакомились. Поняли, что можем реализовать свой проект. Получилось так. Что поделать? У нас сумма потерь небольшая относительно, у меня кредит останется и все, – не сожалеет владелец магазина.
– Чем пришлось пожертвовать?
– Почкой, – смеется Илья. – Я продал машину, взял кредит, на эти деньги мы открыли магазин. Мы делали это для того, чтобы попробовать что-то сделать. Теперь мы знаем, что можем. Буквально от идеи до открытия три месяца прошло. Я очень доволен этим. Мы познакомились с многими приятными ребятами, представителями интеллигенции в Челябинске, вот у нас иногда приходят берут интервью. Хочется рассказать про какую-то историю успеху, но это был первичный, когда только открылись, момент эйфории.
Днем в будний день в магазин заглядывают не часто. За час беседы внутрь заглянул только один человек, проходивший мимо. Но потом один за одним потянулись челябинские книголюбы. С одной из них ребята подружились благодаря магазину, она часто забегает, обсуждает новости, прочитанное и покупает новые книги из совершенно разных сфер. Кто-то заходит, смотрит, от помощи отказывается и выходит. Это в «Утопии» не редкость рассказывает Илья:
– В Челябинске нет культуры smalltalk: если с тобой кто-то начинает разговаривать, он от тебя что-то хочет. Специфика нашего помещения в том, что у человека нет вероятности уклониться от контакта. Если зашел, будет вынужден со мной или с тем, кто здесь, контактировать. И его это пугает. Ты как будто в комнате. Это тоже аспект бизнесовости категории Б. Сидит такой дед-сноб: «ля, вы не знаете этого-того, вы ошиблись дверью, туалет дальше».
Бизнесмены мы еще те – категории Б
В «Утопии» всегда есть свежий кофе, конфеты и прочие приятности. Приносят их друзья магазина. Илья и Рита успели собрать целое комьюнити, которым интересно читать и обсуждать книги, делиться новостями и проводить кружки по интересам.
– Бизнесмены мы еще те – категории Б. Но ни о чем не жалеем. У нас есть мероприятия, которые тут проходят, тот же исторический кружок. Я сам историк, у меня нет проблем с тем, чтобы что-то формулировать. У нас сложился костяк, так или иначе связанных с историей ребят, – рассказывает Илья. – В среднем приходят постоянно человек пять-шесть. И я считаю, что этого более чем достаточно. Иногда 10-12, как-то по-разному.
Книжный клуб как таковой друзья не проводили. Но успели попробовать психологический: пригласили профессионального психолога и обсуждали книгу, которая есть в продаже:
– Было мероприятие по мотивам книжки, которая вышла в конце прошлого года, «Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности». Это сборник статей, где разные люди рассуждают по мотивам определенного термина: краш, инвестировать в отношения, депрессия, абьюз и все такое. Мы обсуждали, что это отражает, что в нашем языке есть слова из популярной психологии. Но почему-то туда приходило мало народу. Трудозатраты несоизмеримы.
Поэтому владельцы больше спокойны, чем расстроены. У них уже есть комьюнити – помещение можно потерять, а людей нет. Будут квартирники или собрания в других местах, например, в Публичной библиотеке:
– Мероприятия будем проводить, а магазин – точку скорее всего будем закрывать. Ведь это все не про магазин, это про людей. В конечном счете, думаю, мы никуда не денемся. У нас уже сложилось определенное сообщество. Чем больше людей, которые тебя подогревают, тем лучше. У нас сложилось это. Нам хотелось больше обсуждений проводить, но, видимо, как магазин не очень и надо было, – размышляет владелец. – Книжки продавать – безблагодатное дело. Книги не дешево стоят в целом. Я в этом проблемы не вижу. Но когда ты говоришь человеку, что она 800 рублей стоит, он удивляется, будто ты его обобрать хочешь. А это потому что они сами по себе дорогие. Например, книги детского издательства «Самокат» в Латвии печатают, они дорогие. Сейчас книжки почти не печатают в России – нет клея. Бумагу еще могут найти, но в мелочах все заключается.
Очередное подорожание книг – основная причина, по которой магазин скорее всего закроют. Официальных заявлений пока Илья и Рита не делали, но покупателям намекают, что, возможно, дорабатывают последние месяцы. Илья чтобы отвлечься от происходящего и реализовать себя в чем-то еще завел телеграм-канал и пишет там про книги, историю и рассказывает о забавных случаях из «Утопии».
– Что такое «Утопия»?
– «Утопия» – это люди. Островок книжной культуры нашего провинциального города, который будет существовать и без точки. Мы нашли друг друга, будем как-то разрастаться, будет существовать телеграм-канал, я возлагаю на него надежды.