Раскрывают запутанные преступления и разбираются в темах транспорта настолько, что и сами бы при желании смогли стать машинистами или мастерами на ЖД-станциях или в аэропорту. Все это о сотрудниках Челябинского следственного отдела на транспорте Центрального межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета России. Накануне Дня сотрудников органов следствия поговорили с ними о специфике их работы и самых интересных уголовных делах.
Что такое СК на транспорте
В Челябинском следственном отделе служат всего шесть человек. Они каждый день раскрывают запутанные преступления в разных районах Южного Урала.
– Мы расследуем преступления, совершенные на объектах транспорта и связанные непосредственно с транспортной безопасностью. В основном это получение и дача взяток, коммерческие подкупы. Отдельная частая категория – преступления, совершенные на ЖД-транспорте: сходы подвижного состава, железнодорожные травмирования, – рассказывает руководитель Челябинского следственного отдела на транспорте Игорь Казьмин.
Всего у отдела три дислокации: в Златоусте, Магнитогорске и Челябинске. За каждым закреплены свои районы и города – охватывают всю область. А условные центры выбраны не случайно – именно там проходят основные транспортные узлы региона.
В отделе работают старшие следователи и следователи по особо важным делам. И каждый из них специалист не только в поиске нарушителей закона.
– Чтобы расследовать дело, нужно сначала понять, как это все должно правильно работать. Если на «разных языках» общаться с подозреваемым, то не понимаешь, правильно ли он сделал. Конечно, назначаются экспертизы, допрашиваются свидетели, специалисты, но и сам в этом разбираешься, – объясняет заместитель руководителя следственного отдела Токжан Валеев.
Пьяные дебоширы и ревнивые мужья.
За первые шесть месяцев 2025 года в Челябинской области СК на транспорте расследовано 20 уголовных дел, 19 из которых направлено в суд. Следователи признаются, что в этом году преступлений меньше – пока обошлось без серьезных сходов вагонов и ЧП в аэропорту.
Почти все из этих преступлений экономические. Причем взятки дают и берут не только на руководящих должностях. Например, один из мастеров участка производства получал по частям взятку – в итоге незаконно заработал целых 500 тысяч рублей.
Конечно, не обходится и без дебоширов в самолетах и поездах. Их зачастую наказывают за насилие к представителю власти – например, к полицейскому, которых вызывают, чтобы успокоить разбуянившихся.
– Как правило, это происходит в поездах, которые везут пассажиров с вахты. Некоторые люди злоупотребляют спиртными напитками, между ними происходит конфликт, кто-то вызывает наряд полиции. А разгоряченные напитками люди начинают конфликтовать уже с полицейскими и применяют к ним насилие. Мы таких граждан привлекаем к уголовной ответственности, – рассказывает руководитель Челябинского следственного отдела на транспорте Игорь Казьмин.
Еще одна острая сейчас тема – поджег релейных шкафов на железной дороге. В роли диверсантов нередко выступают несовершеннолетние мальчишки. В таких случаях эти преступления раскрывают СК на транспорте.
Расследуют и убийства. Одна из самых громких историй произошла в феврале 2022 года. Бывший челябинский депутат смертельно приревновал жену, которая тогда пыталась с ним развестись.
– Подогретый алкоголем мужчина взял ружье, пришел к ней на работу, на железнодорожную станцию, и убил. Он выстрелил и в ее коллегу, который был там в это время. За это преступник был привлечен к уголовной ответственности на срок более 10 лет, – отмечает руководитель Челябинского следственного отдела на транспорте Игорь Казьмин.
Всероссийская практика
Алкоголь – частый фактор в разных преступлениях. Причем иногда не гнушаются им и машинисты, которых по закону перед поездкой должны проверять врачи.
– Машинист находился в состоянии алкогольного опьянения, не убедился в безопасности, проехал на красный сигнал светофора и совершил столкновение с идущим грузовым поездом. Сумма ущерба – около 20 миллионов рублей. Если бы поезд был пассажирским, жертв было бы не избежать, – рассказывает руководитель Челябинского следственного отдела на транспорте Игорь Казьмин.
Но этот случай не ограничился одним уголовным делом. Как бы странно это не звучало, «благодаря» пьяному машинисту, по всей стране появилась новая полезная практика.
– Раньше машинисты проходили только предрейсовый медосмотр и в том числе после этого случая по всей России машинисты проходят и предрейсовый, и послерейсовый медосмотры. А еще их могут проверить во время остановки на промежуточных станциях, – добавляет заместитель руководителя следственного отдела Токжан Валеев.