68-летняя пенсионерка полтора месяца жила словно в аду. Она случайно проговорилась мошенникам о продаже дома и попалась на крючок. Злодеи контролировали каждое ее действие, запретили рассказывать о них родным и заверяли, что у нее секретная миссия — помощь сотрудникам ФСБ. К счастью, челябинка не успела передать им деньги. Спасители бабушки рассказали, что их насторожило и как защититься от пресловутой «схемы Долиной».
«Было видно, что она не в себе»
Осенью этого года одинокая пенсионерка Валентина Пантелеевна решила продать частный дом, в котором жила одна, и переехать поближе к племяннице. Она хотела, чтобы пожилая родственница была рядом с ней — так спокойнее.
Племянница Катя нашла риэлтора по совету коллеги. Она должна была помочь с продажей дома в черте города и покупкой квартиры на Северо-Западе. Специалист по недвижимости за пару месяцев нашла и потенциальных покупателей, и новое жилье. Валентина Пантелеевна все это время вела себя странно, но родные списывали это на волнение из-за переезда.
— Она нервничала постоянно, даже простые вещи ставили ее в тупик. Никогда раньше она себя так не вела. Когда я к ней приезжала и брала ее телефон, она реагировала на это не как обычно, переживала, что ей кто-то позвонит, пока я там. Мы с мужем подумали, что она очень переживает из-за того, что она никогда не меняла недвижимость, — рассказывает ее племянница Екатерина.
Но вот настал долгожданный день сделки — Валентине Пантелеевне оставалось только подписать документы. Катя ждала звонка на работе, уже мечтая, что скоро они с тетей будут жить практически в соседних домах.
Но позвонила ей настороженная риэлтор Анна и попросила приглядеться к тетушке.
— Перед банком она пришла к нам в офис, было видно, что она не в себе, глаза бегали испуганно и растерянно, — вспоминает риэлтор и директор агентства «Академия Недвижимости» Анна Алямова. — Я начала с ней разговаривать, она обмолвилась, что на короткий срок между сделками (продажа и покупка) ей нужно снять деньги. Я начала расспрашивать зачем, но внятного ответа на вопросы не получила. Она говорила, что нужно задекларировать деньги. А зачем и для чего это делать, она не смогла объяснить. Тогда я позвонила ее племяннице.
«Это не мошенники! Деньги обязательно надо вынести»
Катя сразу бросила все дела и поехала к тете. Тогда все и вскрылось… Оказалось, что уже полтора месяца Валентину Пантелеевну «обрабатывают» мошенники.
— Я вообще удивилась, что она не сказала сразу это мне. Но она все носила в себе, очень боялась — она же «помогала ФСБ», — вспоминает тот разговор Екатерина.
Женщина сразу начала убеждать родственницу, что звонили и писали ей мошенники. Но пожилая тетя даже слушать ее не захотела.
— Она мне сказала: «Так и знала, что ты мне не поверишь». Я ей говорю, что это мошенники, а она: «Нет, Катя, это не мошенники! Деньги надо снять и из банка обязательно вынести». У нее руки трясутся, кричит, что помогает ФСБ и что если я кому-то расскажу, то ее посадят. Когда она мне все рассказала, и мы с ней вечером сидели разговаривали, она параллельно переписывалась с этими гражданами. И говорила, что надо обязательно вызвать сотрудника от них, чтобы он проводил до нужного банкомата. Я уже стала предлагать вызвать полицию, — рассказывает Екатерина. К слову, в полицию они все же позвонили. Их данные записали и обещали связать позже.
Женщина разговаривала с тетей весь вечер и даже половину ночи, убеждая ее. А когда Валентина Пантелеевна заснула, Катя проверила ее переписки и нашла записки со словами, которые ей советовали использовать мошенники.
— Она в 4 утра проснулась, я начала ей заново все говорить. Тогда она заплакала, и появилось первое просветление — она начала понимать, что это мошенники. На следующий день мы с ней поехали менять пароль на «Госуслугах» и блокировать счета в банках.
Постепенно Валентина Пантелеевна словно трезвела от внушений мошенников. Вера и желание помочь сошли на нет. Тогда она и призналась племяннице, что из нее ничего не выпытывали – они, как грамотные психологи, расспросили ее обо всем. Пенсионерка и сама не заметила, как скинула им объявление о продаже дома, поделилась паролями от разных сайтов и стала докладывать о каждом своем шаге.
Важно сказать, что Валентина Пантелеевна продавала не особняк или домик в элитном поселке. Это был обычный частный дом с баней вместо душа и туалетом на улице. Его построил со своим братом еще дедушка Екатерины.
Но сейчас все осталось позади. Дом продали и купили для пожилой женщины квартиру в новом доме рядом с семьей племянницы.
Как обезопасить себя от «схемы Долиной»
К счастью, эта история закончилась благополучно — женщина не успела передать деньги мошенникам. Но есть много историй, когда родные и риэлторы не замечают тревожных звоночков. Поэтому мы, конечно же, спросили у Екатерины и Анны, на что обратить внимание и как избежать участия в скандально известной «схеме Долиной».
— В любом случае нужно все рассказывать близким родственникам. Тетя потом сама себе задавала вопрос: как я могла не рассказать? Она в этом жила полтора месяца, они ей постоянно что-то говорили, отслеживали, на телефоне были. Человека в этом возрасте очень легко запугать. Поэтому нужно всегда и обо всем рассказывать своим близким. Всем вместе можно всегда все решить, — уверена Екатерина.
В практике риэлтора Анны Алямовой это первый такой случай. Но у нее уже есть свои советы для клиентов.
— Обычно я всегда внимательна к клиентам, чаще всего после сделки дружим годами. Но после случаев «схемы Долиной» стала более основательной в этом плане. Нашла небольшой выход, чтобы как-то обезопасить клиентов: сделка цепочкой через аккредитив банка, деньги сразу после двух сделок перечисляют, продавец их даже не держит в руках, — отмечает Анна Алямова.
Риэлтор советует коллегам обратить внимание на психологическое состояние клиента, спокойно с ним разговаривать и не стесняться задавать уточняющие вопросы.
