«Не будете рядом, значит погибнет»: как любовь матери помогла выжить Герою России Максиму Шоломову после потери рук

Что чувствует мама, когда на груди ее сына «Золотая Звезда»? Можно ли найти нужные слова, когда близкий человек теперь должен учиться жить без рук? Все это пережила мама Героя России Максима Шоломова Людмила Шоломова. Ее сын, командир мотострелкового батальона, совершил подвиг, удерживая семь дней важный населенный пункт. Тяжело раненный, уже без руки, он вывел из-под огня десятки бойцов и спас им жизни.

Реабилитация Максима длилась несколько месяцев, и все это время мама была рядом. Шок и переживания Людмилы Шоломовой были настолько сильными, что она впервые за три года согласилась дать интервью.

Врачи запретили плакать, и мама стала шутить

Самое страшное время, когда Максим лишился обеих рук, сам Герой вспоминает спокойно. Выступая на форуме «Патриоты Урала» в Миассе, он рассказал, как был ранен.

— Моя награда на 90% — это заслуга русского солдата, — говорит Максим, — ни один человек не покинул свои позиции, только раненые. 90% моего подразделения оказались в военных госпиталях. Механики все горели, они знали, что они будут гореть. Знали, что в ближнем бою, когда идет стрелковый бой, им никто не сможет помочь. Так получилось, что почти все мое подразделение было с Урала: Челябинск, Екатеринбург, Пермь.

В том бою Максим Шоломов потерял одну руку, вторую было решено ампутировать уже в госпитале. Трое суток Людмила Михайловна обзванивала госпитали Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы найти сына. Нашла. И ушла из больницы только с выпиской.

— Я семь месяцев была рядом с ним, приехала, не взяв с собой вообще ничего, — вспоминает мама Героя. — Я думала, недельку-две побуду в госпитале, а получилось, что я осталась на несколько месяцев, потому что главврач сказал: «Не будете, значит, не выживет». Это было его второе рождение. Когда я вошла в реанимацию, мне сказали: «Попробуйте только заплакать, мы стоим за углом и следим за вами». А когда зашла, увидела, что в реанимации несколько коек. Только по голосу я поняла, что вот этот, на надувной кровати, мой сын. Его было не узнать, весь сгоревший, поломанный, обрубленный был.

Не заплакать, когда сыну нужна была сильная мама, Людмиле Михайловне помог юмор:

— Я старалась скрыть слезы, но в горле был комок, надо было дать понять, что я рядом. Трудно там без близких. На седьмой месяц меня называли там госпитальной мамой, я помогала в разных палатах. Тогда я поняла, почему такое особое отношение. Мам я там видела очень мало, почти ни у кого не было жен. Когда не знаешь, как поступить, меня всегда выручал юмор. Увидела сына и сказала: «Знаешь, есть такие протезы, лучше моих рук».

С детства называли Максим-пулемет

Большую часть жизни Людмила Шоломова прожила в военных городках (Вазиани в Грузии, Бернау в ГДР, Чебаркуль), так как вышла замуж за офицера. Максим вырос в этой среде, поэтому мама совсем не удивилась, когда сын заявил, что будет военным.

— Младший сын пошел по гражданскому пути, но солдатом отслужил на Дальнем Востоке, — говорит Людмила Шоломова. — А Максима с детства называли Максим-пулемет, потому что он такой по характеру. То по пятиэтажке лазит, то весь драный приходит, потому что через забор скакал, как-то из детского сада ребят увел. Каждый день я вечером видела, что он живой, ничего не приключилось, и слава Богу.

Помимо такой неуемности Людмила отмечает еще одно качество сына — это честность. Такая активность помогла Максиму Шоломову не закрыться и после возвращения домой.

— Он и сейчас не может сидеть на месте. Я его и в Москве уже не могу застать. Только в его блоге читаю, куда улетел. Говорю: «Может остановиться пора, успокоиться?». Он отвечает, что нужно выступать перед ребятами в школах, лицеях, колледжах.

Жизнь Людмилы Шоломовой после «Золотой Звезды» тоже сильно изменилась. Маму Героя часто стали приглашать на мероприятия.

— Знакомые говорят, да и сам Максим, что мы Звезду на двоих делим. Я ему говорю, что у меня и выходных уже нет, а он звонит и задание очередное дает: «Меня ведь там нет, будешь вот такую рубрику вести, готовь материал». Вижу, как растет мой сын, духовно растет.

Учитель или мама?

30 лет Людмила Михайловна проработала учителем. Преподавала даже в Грузии, куда уехала за мужем. В Челябинске мама Героя преподавала в 64 школе. Вела технологию, ОБЖ, военно-начальную подготовку, брала классное руководство.

На работу учителем у нее свой взгляд. Во время подведения итогов проекта «Учителя Победы», который провела Челябинская областная организация профсоюза работников народного образования и науки России, Людмила Михайловна поделилась, что мама и учитель должны делать одно дело.

— Мама и учитель — это два человека, которые ведут ребенка, — говорит Людмила Шоломова. — Совсем недавно раскрыла такой секрет. Мы ведь сколько живем, столько и учимся. Мама должна быть учителем. Сейчас очень много дискуссий: кто отвечает за ребенка — родители или учитель? Все перекидывают друг на друга. Мама в первую очередь должна быть учителем. Она не только родила, она должна воспитать, научить преодолевать трудности. И учитель должен быть в какой-то степени мамой. Когда дети вырастают, они рассказывают об учителе не какой он знаток математики, географии, а о душевных качествах, отношении к детям.

Подводя итог спорам о том, кто должен воспитывать ребенка, Людмила Шоломова вспомнила шутку:

— Один двоечник перед входом на экзамен сказал учителям: «Вот теперь посмотрим, чему вы меня научили».

Свой главный экзамен Людмила Шоломова сдала.

За советом к бабушке

Главное в отношениях с детьми и внуками — прислушиваться и учиться друг у друга. Людмила Михайловна отмечает, что Максим всегда звонил не просто поинтересоваться, как у нее дела, а попросить совета. Теперь стал звонить и младший сын. Внуки тоже всегда на контроле (у Максима сын и дочка). Внук Саша пошел по стопам отца и поступил в Суворовское училище.

23 февраля Максим Шоломов должен был быть в Москве, и его миссию по поздравлению защитников Отечества в Челябинске выполнили сын и мама. На концерт в честь праздника в театр драмы имени Наума Орлова приехал из Екатеринбурга и растрогал весь зал до слез. Статный, в парадной форме, перед полным залом он прочитал стихотворение и вручил бабушке большой букет цветов. Не обделяет вниманием и внучка, несмотря на сложный возраст.

— Младшая внучка Полина учится в седьмом классе, ей уже 13. Пишет мне в мессенджер: «Спишь?» А я понимаю, что поговорить надо. Представляю, что я ствол, а они веточки — сыновья, внуки. Я должна быть сильной, уметь посоветовать правильно. Но и мы, мамы, порой бываем неправы, берем на себя миссию решить. Иногда, думаю, не стоило вмешиваться, противиться выбору.

Поделится