В конце ноября в Челябинске состоялось торжественное открытие 17-метровой скульптурной композиции «Собор Архистратига Михаила» на территории кафедрального собора Рождества Христова. Событие, значимое не только для церковной жизни в масштабах всей нашей страны, но и для мира искусства. Накануне открытия мы пообщались со скульптором Алексеем Анатольевичем Щитовым о рождении замысла, возникновении ликов, смешении стилей, взаимосвязи с архитектурой храма и многом другом.
— Алексей Анатольевич, давайте мы с вами сейчас отмотаем время назад и вспомним, с чего все началось.
— Русской медной компанией был объявлен конкурс на лучший проект скульптуры «Собор Архистратига Михаила». Первое, о чем я подумал: очень интересная тема и задача! Изобразить не одного Архистратига Михаила, а с сонмом архангелов. Затем я стал знакомиться с архитектурой собора Рождества Христова. Ведь одно из главных требований к любой скульптуре — гармонично вписаться в окружающее пространство. Памятник должен, назовем это так, жить с храмом. При этом и храм должен являться красивым фоном для будущей скульптуры.
— На что вы опирались, придумывая визуальный образ? Не возникали ли перед глазами какие-то воспоминания из детства, юности?
— Прямых ассоциаций точно не было, потому что и скульптур таких в мире нет, мы в каком-то смысле первопроходцы. Если говорить в более широком смысле о том, как возникает замысел, то здесь очень много составляющих. Я в юности любил рассматривать альбомы по дизайну интерьеров. Даже необычная форма лампы может стать источником вдохновения.
— Как было найдено число архангелов? На росписях в храмах, а также на некоторых иконах их значительно больше семи.
— Мы с самого начала работали вместе с Церковью. По поводу количества архангелов консультировались у сестер Ново-Тихвинского монастыря. Да, разные источники по-разному описывают небесное воинство, известны и другие архангелы, но эти семь — основные.
— Внутри скульптурной композиции мы видим тексты молитв. В первоначальном эскизе их не было.
— Мне эта идея пришла в процессе работы, не сразу. Я понял, что за спинами архангелов образуется большое пространство, с которым тоже можно и нужно работать. А дальше пришла идея о том, чтобы внутри пилона сделать тексты молитв. То есть это не просто монумент — он превратился в такую, можно сказать, небольшую часовню.
— При взгляде на всю композицию создается впечатление, что шар как бы висит в воздухе. Понятно, что внутри есть опоры, но ведь этим опорам приходится «держать» не только сферу, а еще и Архистратига Михаила на ней! Нагрузка кажется слишком большой.
— Мы долго думали, как будет держаться шар, хотелось, чтобы он все-таки в воздухе висел. Нужно было решить, насколько этот шар будет подниматься над архангелами, какой будет его глубина, размер. Сначала делался маленький макет, 30-40 сантиметров. Потом мы его увеличили до полутора метров. Искали пропорции и размеры всех деталей шара, пилонов, фигур. Впоследствии к нашей команде присоединился конструктор. Раскрою небольшой секрет: внутри шара заложены серьезные конструкторские решения. Там все очень непросто.
— Все архангелы красивы, обладают правильными чертами. И все разные. Вы лепили их с конкретных людей, фотографий?
— Сами образы подсказывали мне, какими должны быть лики. Было очевидно, что они не должны быть похожими. Нежен лик у архангела Варахиила, держащего ткань, в которой цветы. Архангел Уриил, традиционно изображаемый с мечом и огненным вихрем в руках, напротив, мужественен, решителен. Архангел Гавриил, возвещающий людям тайны Божии, задумчив. Он в себе, на окружающий мир не смотрит.
Я руководствовался и канонами иконописных образов и традициями российского монументального искусства XX века. Обратите внимание на складки плащей архангелов: они нереалистичные, стилизованы под монументализм.
— Во время работы над скульптурной композицией ощущали ли вы промысл Божий и Его помощь?
— Перед монтажом шли дожди, но в течение дня, когда происходила самая ответственная часть сборки, ни капли не упало. Вокруг ходили тучи, а над собором стояла безмятежная погода. Ну и по сути вот то, что у нас сроки были настолько сжатые, а конечный результат — это плод труда людей множества профессий: сборщики, литейщики, увеличители, форматоры и многие другие. Сбой у любого человека был бы ощутим, потому что каждый — это незаменимая единица. И вот в течение года все работали как часики, никаких сбоев не было — и это было удивительно.
— В Челябинске многие скульптуры начали жить своей жизнью. Возле памятников Орленку и Ленину собирались подростки, молодожены ездят фотографироваться к «Сфере любви». Как вам видится взаимодействие горожан с этим памятником?
— Точкой притяжения «Собор Архистратига Михаила», я уверен, станет. Туристы будут приезжать, фотографироваться, молодые пары. Страждущий войдет внутрь и прочтет молитву. Даже вечером, когда темно, это можно сделать, потому что там установлена архитектурная подсветка. Но по большому счету дальнейшее бытование непредсказуемо. Режиссер в театре ставит спектакль, а потом смотрит его вместе со зрителями. Также и здесь. Вместе увидим, как «Собор Архистратига Михаила» начнет жить.
ВАЖНО: Скульптурная композиция «Собор Архистратига Михаила», созданная как символ духовности и победы добра над злом, является знаковым подарком Челябинску от Русской медной компании. РМК с 2016 года активно участвует в жизни кафедрального собора Рождества Христова, занимаясь его возведением, внутренней отделкой и благоустройством территории. Памятник всему Небесному войску во главе с Архистратигом Михаилом стал главным украшением прихрамовой территории.
СПРАВКА
Алексей Щитов родился 25 июня 1976 года в городе Балахна Нижегородской области. В 1992-1997 годах Успешно учился в Нижегородском художественном училище на отделении живописи. В 2003 году с отличием окончил факультет монументально-декоративной скульптуры в Московском государственном художественно-промышленном университете имени Строганова. Член Московского и Российского Союза Художников РФ, участник многочисленных выставок, симпозиумов и фестивалей по скульптуре в России и за рубежом (США, Япония, Канада, Голландия, Италия, Испания, Южная Корея, Сингапур, Колумбия и т.д.). Разнообразие тем и героев его скульптур впечатляет: труженики различных профессий (врачи, сотрудники МЧС, Росгвардии), исторические деятели (маршал Жуков, академик Сахаров, Петр I, святитель Алексий), литературные герои (профессор Преображенский). Стили — от камерной скульптуры до грандиозных монументальных работ. Интересный факты: скульптура А. А. Щитова «Купец с самоваром» в Нижнем Новгороде и «Стела трудовой доблести» в Дзержинске изображены на почтовых марках, вышедших в 2025 году в серии «Современное искусство России»; памятник «Горьковчанам — доблестным труженикам тыла» отчеканен на десятирублевой монете.
