Михаил ФАУСТОВ: «Челябинская публичка — это коллективный «городской сумасшедший»»

Уже несколько лет в Челябинске и других городах России с большим успехом проходят книжные фестивали. И это притом что диванные футуристы то и дело «хоронят» печатные книги, да и самих писателей — мол, скоро всех заменят нейросети. В чем секрет успешного книжного фестиваля и как выжить независимым книжным магазинам — поговорили с директором ассоциации книжных фестивалей «Читающая Россия» Михаилом Фаустовым во время его визита на XI Форум молодых библиотекарей России в Челябинск.

Вы окончили институт по специальности инженер-электрик, в какой-то степени это вас роднит с нашим регионом. Как вы переключились на книжно-фестивальную тематику?

— Да, я окончил Сибирский металлургический институт в городе Новокузнецке в 92-м и спустя 18 лет переключился на книжные фестивали… Я же электрик по образованию, и, соответственно, есть у меня рубильник некий, который переключает — раз, и потек ток в другую сторону, электроны побежали по проводам.

Первый фестиваль, первый заход в книжную сферу был в 2010 году, 14 лет назад.

— Что, собственно, нужно для того, чтобы собрать книжный фестиваль?

— Собрать его как пазл. Все очень просто, на самом деле. Он состоит из пяти основных частей. Это содержательная часть программы — ярмарка, где продаются книжки, техническое обеспечение площадки (столы таскать, колонки в разные стороны, монтировщики…). Потом, соответственно, пиар или коммуникационная стратегия фестиваля, соцсети, реклама, куда повесить баннеры и вот это вот все. Ну, естественно, деньги, без денег ничего не бывает.

Вот эти пять слагаемых дают в итоге книжный фестиваль. Но без шестого слагаемого невозможно — это городской сумасшедший. Должен быть городской сумасшедший, который хочет, чтобы в городе был книжный фестиваль. Этим городским сумасшедшим может быть кто угодно. Может быть библиотека, что очень часто бывает. Или какой-нибудь книжный магазин, независимый. Либо какой-нибудь абсолютно оторванный, отбитый на всю голову человек, который хочет этот самый книжный фестиваль. Как только эти все слагаемые складываются и под флагом этого безумца, оно все начинает двигаться куда-то в каком-то направлении. И рано или поздно приходит к тому, что все вот происходит и происходит хорошее.

— А в Челябинске городской сумасшедший это кто?

— Челябинская областная научная библиотека — коллективный городской сумасшедший. Можно буквально перейти через дорогу, посмотреть, что творится сейчас в «Малахите» (гостиница «Малахит» — одна из площадок XI Форума молодых библиотекарей России. — Прим. ред.), только сумасшедшие могут такое организовать, и только сумасшедшие могут сделать это так хорошо!

— И каждый год еще наша библиотека организует «Рыжий фест».

— Да, да. Это тоже! Это мероприятие, на которое я никогда не попаду….

— Просто по времени накладки?

— Да, мы все время с библиотекой по этому поводу страдаем, потому что в это время я провожу фестиваль либо в Благовещенске, который там без меня не может, к сожалению, либо, вот уже второй год в Саратове, где «Волжская волна» тоже требует личного присутствия.

В прошлом году, например, мы устроили перекличку между фестивалями, когда на экране главной сцены в Саратове показывали, что происходит в Челябинске. А в Челябинске, по-моему, не показывали, что происходит в Саратове, потому что там какие-то провода не подключились. Но рано или поздно подключатся, это же вопрос технический, его можно решить. Электрики не хватает, понимаете? (Улыбается) Там, где электрик есть, там провода работают.

— Когда было сложнее организовать фестиваль? Раньше, когда это было в новинку, или сейчас, когда столько всего проводится. Но, с другой стороны, мне кажется, раньше и сумасшествие было позабористей?

— Раньше я думал, три фестиваля в год — с ума сойти, отвалится голова, и все. В этом году я провожу 12 фестивалей. Причем они не размазаны по году, начинаются в апреле, а заканчиваются в ноябре. Знаете, у меня есть такая примета. Вот когда я хожу в кепке на фестивале, когда фестиваль заканчивается, я поворачиваю козырьком назад. Вот с прошлого года я заметил, что я не успеваю поворачивать. Только один кончился, уже начался второй.

— Вам нужна кепка с двумя козырьками.

— (Смеется). Это колониальный берет называется.

Некоторые недоумевают, кстати, зачем проводить книжные ярмарки, книжные фестивали, когда люди уходят в онлайн. Но, тем не менее, опыт разных городов показывает, что книжные фестивали привлекают и горожан, и туристов.

— Почему все-таки так происходит? В вашем вопросе серьезное противоречие. То есть некоторые говорят, что фестивали не нужны и уходят в онлайн. Между тем в некоторых городах все происходит. Так происходит или уходят в онлайн?

— А вот такое и получается противоречие. Ничего не происходит, никто никуда не уходит. Книжки как читали, так и читают. Есть статистика, по которой видно, что существует некий спад в бумажных книгах рост в цифровых носителях. Это будет всегда, и, если, скажем так, почитать статистику этого всего в общем — книжной отрасли и нашей, и зарубежной, все эти процессы идут где-то параллельно, где-то с каким-то отставанием или, наоборот, с опережением. Никуда книга не денется. Ну, давайте сейчас заменим вас всех нейросетями. Это же очень просто…

— Это наш страшный сон…

— Нейросети будут мне сейчас вопросы задавать, а я тоже заменю себя нейросетью, и она будет за меня отвечать. Но все равно понадобится какой-то редактор, который будет убирать чушь, которую мы друг другу с вами наговорим. Или, наоборот, добавлять, чтобы это было похоже на живое общение. Поэтому ничего ни с книжками, ни с фестивалями пока в ближайшее время не предвидится. По крайней мере, плохого, мне так кажется. Движение, именно книжное, в стране растет, это совершенно точно.

— И почему это происходит?

— Наверное, в том числе и потому, что есть некие проекты, которые стали успешными. И, условно говоря, в Архангельской области прошел «Белый июнь», и увидели, как-то хорошо обалдели и начали говорить, мол, а мы хотим так же.

— Независимые книжные магазины сейчас переживают не лучшие времена, во многих городах они закрываются, остаются только сетевые…

— Ну нет, совершенно точно нет. Если ты чем-то торгуешь сам и сам формируешь свой ассортимент, чем отличается независимый книжный магазин от так называемых «зависимых». Там надо просто жить.

— У нас есть книжный магазин, который вырос из квартиры. Человек реально сделал в своей квартире, потом просто пришлось переезжать, потому что магазин разросся.

— И таких примеров я наблюдаю массу, их же много по всей стране. Например, есть прекрасный магазин «Орион» в Белгороде. Ну, вы понимаете, как там сейчас им, да? И я подписан на их телеграм-канал и читаю. Был недавно в Белгороде, сам туда зашел, купил книжку за тысячу рублей и читаю сейчас.

У меня есть правило: если заходишь в книжный магазин, просто купи книгу, не важно, у тебя с собой сколько денег, ну просто потрать на что-нибудь. Это не бизнес, но это состояние души, в котором люди находятся, и они эту душу дарят, так или иначе, всем окружающим в очень тяжелое время. Поэтому этим людям памятники надо ставить. И, если они держатся каким-то образом, налоговые льготы предоставлять. Ведь, понимаете, самая же главная проблема любого книжного магазина, и не только независимого, зависимого тоже, — это аренда.

Для того чтобы продавать больше книг, ты должен создавать вокруг себя какое-то сообщество, которое будет к тебе приходить и эти книги покупать. Чтобы это создавать, ты должен вложить в это дело какую-то часть души, желательно все имеющиеся средства и желательно не только свои… И возникает какая-то тусовка: это сообщество начинает приходить и покупать у тебя книжки, пить с тобой кофе, вести с тобой разговоры, и вот уже там один приходит за одним, приходит другой за другим и так далее. А чтобы атмосферу удержать, нужно все время находиться там, нужно быть добрым хозяином для добрых гостей.

Любить своего покупателя, потому что покупатель в нижнем магазине, независимом в первую очередь, это друг. В первую очередь, друг того, кто бы к тебе ни пришел. Хороший человек, плохой — не важно, ты должен к нему относиться как к другу, тогда он не уйдет. И вернется.

— Тут можно магазин «Белая лампа» в пример привести. Там даже если не планируешь ничего покупать, все равно что-то купишь. И пообщаешься.

— Да, а все остальные, кто приходят, они просто должны себе завести правило. Вот я до тех пор, пока не стал заниматься фестивалями, старался в книжный магазин и ходить без денег, потому что все оставлял там. Сейчас у меня другой принцип: прихожу и обязательно что-то покупаю. Ну да, надо ограниченный бюджет.

Ну и, возвращаясь к книжным фестивалям, к вопросу о том, как они работают. Понимаете, у нас вход на книжные фестивали бесплатный. Лучшие книжные фестивали организуют так, чтобы через них проходили случайные люди. А случайные люди — это те, кто сейчас не читают книги. И через какое-то время, пройдя через строй, если один из тысяч останется, это уже хорошо. Он потом придет в книжный магазин, он потом придет в библиотеку, он потом придет куда-то еще, станет читателем. Так это работает.

— Часто как раз гостей завлекают за счет хедлайнеров. И поэтому вопрос, сложно ли договориться со звездами и есть ли у писателей такая звездная болезнь?

— Ну, сейчас мы начнем, вернемся к знаменитой недавно в книжных кругах теме: Катя Манойло и ее райдер. Катя — замечательная писательница, она написала в телеграм-канале про то, что в ее райдере, помимо комнаты для того, чтобы накраситься, нужно чтобы стул не шатался и чтобы стакан воды поставили на стол во время выступления. Максимально скромно. Ну да, и все сразу стали возмущаться, мол, у Кати звездная болезнь. Вы знаете, среди моих знакомых писателей таких нет, чтобы прям капризничали: «Ой, подайте мне лимузин зеленого цвета и люкс на этаже не ниже 12-го, пожалуйста». Все понимают, что у организаторов книжных фестивалей нет под столом огромного чемодана с «баблом».

Могу привести в пример замечательную русскую писательницу Александру Маринину. Многомиллионные тиражи и все вот это… Вот она послезавтра едет в город Владимир участвовать в книжном фестивале «Китоврас» — замечательно. Она купила себе билет сама в бизнес-классе, сказала: «Да ты не мучайся, я с собой возьму подружку, чтобы ты за мной не бегал по городу». Все! Вот вам и райдер звезды, безусловной звезды. Она замечательный человек, замечательный автор, очень люблю, мы вот с ней как-то прикипели друг к другу.

Конечно, есть люди, которые хотят там гонорар и вот это вот все. Если нужен тебе этот автор, ну заплати ему. У них не глобальный гонорар, это не рок-звезды.

— Насколько большую роль влияют личные связи и со всеми ли писателями?

— Когда как. Знаете, ну записная книжка у меня такая толстая, конечно, но дело не в записной книжке. Я, как сказать, живу и мучаюсь из-за своего давнего интервью, которое я дал «Форбсу», когда я сказал, что у меня нет черного списка авторов. Значит, началось. Некоторые авторы стали говорить, мол, ты меня не зовешь, значит, у тебя все-таки есть черный список. То есть ровно противоположный эффект дала эта реплика, чем хотел.

— Какие ранимые люди окружают вас.

— Писатели — ранимые люди. Ну, слушайте, человек живет, создает придуманный мир, живет наполовину в вымысле. Конечно, ему тяжело. Его тоже нужно любить всячески, как-то помочь ему, и он поможет тебе. Так что, ну, как-то так.  

Поделится