Сентябрь — особый месяц. Школьники возвращаются к занятиям, улицы и дороги вновь наполняются детскими голосами, и вместе с этим резко возрастает нагрузка на дорожное движение. Каждый год именно начало учебного сезона становится временем, когда риск аварий с участием несовершеннолетних заметно увеличивается.
По данным региональной Госавтоинспекции, только за семь месяцев 2025 года в Челябинской области зарегистрировано 339 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В этих авариях 12 несовершеннолетних погибли, ещё 361 ребёнок получил травмы. Трагедии для десятков семей. Именно поэтому вопросы обучения детей правилам дорожного движения дома и в школе становятся не формальностью, а жизненной необходимостью.
Семья и школа — главные учителя
Дети не рождаются с пониманием дорожных правил, они усваивают их постепенно . На этом акцентирует внимание Валентина Долгова, доктор психологических наук, главный научный сотрудник ЮУрГГПУ: И в обучении детей правилам дорожного движения решающую роль играют родители. У ребёнка ещё нет сформированных взглядов на жизнь и собственных критериев поведения — он учится, наблюдая за взрослыми и копируя их действия.
– Есть три главных способа воспитания: наблюдение, подражание и подкрепление. Ребёнок смотрит на родителей, на прохожих, анализирует, как они ведут себя в разных ситуациях. И обязательно повторяет. Поэтому так важно показывать правильный пример, – отмечает Валентина Долгова.
Психолог добавляет, что не менее важно и подкрепление. Это может быть похвала, одобрение, а главное — личный пример взрослых в соблюдении всех правил.
– Когда вы хотите что-то сформировать у ребёнка, нужно думать, чем это подкрепить: словом, жестом, своей собственной дисциплиной. Дети быстрее учатся, если чувствуют, что правила работают и для родителей, – говорит эксперт.
По мнению психолога, главная задача семьи — внушить ребёнку простую истину: жить по правилам безопаснее и легче. Правила дорожного движения — часть этих «законов жизни», и они должны восприниматься не как запрет, а как гарантия спокойствия и успеха.
В Образовательном центре № 5 изучение правил дорожного движения начинается с первого класса. Евгений Марченко, директор центра, объясняет, что работа эта не разовая, а системная: дети получают знания о безопасности на дороге не только на специальных уроках, но и в рамках общего учебного процесса. В начале учебного года и перед каждыми каникулами классные руководители обязательно проводят инструктажи. Эти разговоры помогают ребятам напомнить себе базовые правила и ещё раз обратить внимание на то, как вести себя в реальных ситуациях на улице.
Особое место занимает интеграция ПДД в обычные школьные предметы. На уроках окружающего мира и ОБЖ школьники изучают дорожные знаки и правила поведения пешеходов. На трудах и изобразительном искусстве ребята вместе с педагогами создают макеты улиц, рисунки с дорожными ситуациями.
Кроме того, совместно с Управлением Госавтоинспекции по Челябинской области педагоги проводят интерактивные занятия, викторины и конкурсы по ПДД. Школьники участвуют в олимпиадах по безопасности дорожного движения и не раз становились призёрами.
– В нашем центре существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков, ведь эти знания помогут избежать неприятностей на дорогах, – объяснил директор.
Таким образом, качественное обучение ПДД в современной школе строится так, чтобы ребёнок воспринимал правила не как формальность, а как естественную часть своей жизни.
Акция «Внимание — дети!»
В преддверии 1 сентября в Челябинской области стартовал второй этап профилактической акции «Внимание – дети!». Сотрудники Госавтоинспекции проверяют готовность школ и детских садов: оценивают состояние улично-дорожной сети у образовательных учреждений, разметку, наличие пешеходных переходов и освещения. Инспекторы проводят родительские собрания и уроки дорожной безопасности, где акцентируют внимание на простых, но жизненно важных правилах.
Особое внимание уделяется первоклассникам. Инспекторы просят родителей заранее пройти вместе с ребёнком маршрут «дом – школа – дом», объяснить все возможные опасные места, научить правильно переходить дорогу.
– Напоминайте детям правила ежедневно, контролируйте их нахождение на улице, особенно если они используют велосипеды, самокаты или электросамокаты, – обращаются сотрудники Госавтоинспекции к мамам и папам.
Не меньше задач и у водителей. Автоинспекторы напоминают: приближаясь к школам, детским садам и дворам, нужно снижать скорость и быть готовыми остановиться.
– «Ребёнок может внезапно выбежать на проезжую часть, и тогда цена секунды — человеческая жизнь», – подчеркивают в Госавтоинспекции.
Отдельно инспекторы предупреждают: если впереди машина резко притормозила или остановилась на первой полосе, стоит сбавить скорость — возможно, перед ней скрывается маленький пешеход, которого не видно из-за кузова.
Практика безопасного движения
Чтобы теория органично переходила в практику, в Челябинске создан первый в регионе детский автогородок. Здесь дети учатся переходить дорогу, ориентироваться по знакам и даже оказывать первую помощь пострадавшим при ДТП.
– Наш автогородок — уникальный проект. В Челябинской области аналогов нет. Мы хотим, чтобы дети не просто знали теорию, а реально проживали дорожные ситуации в игровой форме. Это и остановочные комплексы, и мостовой переход, и даже заправочная станция. Всё сделано максимально приближенно к настоящему, – рассказала Ирина Некрасова, директор «ЦДЮ Челябинска» .
Игровая форма обучения позволяет детям легче усваивать даже сложные правила. Здесь подростки ездят на велосипедах и самокатах, осваивают фигуры вождения, учатся останавливаться на мигающий сигнал. Задача педагогов — не просто обучить, а добиться концентрации и внимания.
– Мы полностью воссоздаём дорожную ситуацию, требуем дисциплины и сосредоточенности. Это как тренировка: только здесь ошибка безопасна. Но в жизни — нет. И если хотя бы одна спасённая жизнь будет результатом этой работы, значит, труд был не зря, – отмечают преподаватели в городке.
Общая задача
Безопасность детей на дороге — это ответственность не только семьи и школы, но и всех участников движения. Водители обязаны помнить: вблизи школ и дворов всегда нужно быть особенно внимательными, снижать скорость, предугадывать возможные действия ребёнка.
Каждая акция, каждый урок, каждая беседа — это кирпичик в систему, которая должна снизить детский травматизм на дорогах. И здесь нет чужих детей.