Как сделать живые и стильные снимки на телефон: разбираем кадры с фотографом, который пробился в международное информагентство

Еще несколько лет назад Евгений работал в Челябинске, а сейчас он штатный фотограф в китайском информагентстве «Синьхуа». При этом очень любит снимать на телефон. В его Инстаграме сложно отличить кадры, сделанные на профкамеру и на айфон, потому что и те, и те выглядят потрясающе. И этому можно научиться. Вместе с Женей мы разобрали его самые крутые фото, снятые на смартфон, и обсудили, как сделать такие же.

— Самый главный плюс телефона в том, что он всегда находится в кармане, — цитирует Евгения Синицына КП-Челябинск. — На мой взгляд, это идеальная камера, чтобы снимать повседневный стрит, фотографию момента: телефон не привлекает внимания.

Для этого фото Женя использовал хитрый трюк. Говорит, он связан со стабилизацией изображения, ведь телефонная камера, в отличие от пленочной, не видит кадр целиком, а лишь сканирует его построчно.

— Я ехал на скейте, и прислонил камеру к доске. Пока ехал, доска вибрировала и изображение скакало. Из-за этого линии начали пересекаться и пытаться стабилизироваться — и вот получился такой сумасшедший эффект.

Чтобы задумка воплотилась, фотографу пришлось делать серию минимум из 20 кадров.

— То есть даже профессионалы делают несколько дублей? — удивляемся мы.

— Да, и чем больше дублей делаешь, тем лучше. Единственный способ получить хорошую картинку — ждать момента. А чтобы его дождаться, нужно сделать много кадров, чтобы было, из чего выбирать, — рассуждает фотограф. — Рассчитывать на то, что ты снимешь, и сразу получится, — утопия и иллюзия. Проще снять и не выложить, чем не снять или снять плохое.

Отражение в ряби лужи выглядит как работа художника, орудующего акварельными красками. Фото: из личного архива Евгения Синицына

Пришлось ловить момент и ради этих кадров, сделанных в Москве. Согласитесь, больше похоже на картину из акварели, чем на фото с телефона.

— Тогда были дожди, я подошел к одной из луж, сел возле нее и начал фокусироваться на отраженном свете вдалеке. За счет того, что лужа все время двигалась и преломлялась, получились вот таки акварельные мазки, — рассказывает Женя.

А вот это фото изначально задумывалось вертикальным: так Женя хотел добавить в него нотку бытовухи. Чтобы передать, что снимок сделан случайно во время прогулки. Но на месте фотограф понял: на маленьком экране Инстаграма девочки потеряются, поэтому следующий кадр он сделал поближе.

— Нужно было сфокусировать взгляд зрителя на том, что я хотел показать. Сверху и снизу оказалась ненужная информация, которая ничего не добавляла, а вот девочка на заднем плане стала маленькой, ее было бы сложно разглядывать с телефона.

Обрезать при обработке большую часть фото Женя Синицын не советует. Говорит, что размер кадра на телефоне и так не большой, а из-за искусственного приближения он и вовсе теряет в качестве. Так что лучше просто не стесняться подходить поближе.

А этот в 14-м. Как видите, никто даже не обращает внимания. Так что смело подходите к объекту съемки в упор, если это необходимо. Фото: из личного архива Евгения Синицына

Фотограф уверяет: если вы будете снимать человека на телефон в упор, никто даже не шелохнется. И в доказательство приводит фотографии, сделанные в 14-м году. На одной он едет в маршрутке, на другой — в ПАЗике. И окружающие его будто не замечают.

Чем-то это фото особенно завораживает. То ли отражением, то ли перспективой, то ли цветокоррекцией, то ли атмосферой. Фото: из личного архива Евгения Синицына

Еще из транспортной темы — снимок из автобуса на Комсомольской площади. Снять такое может каждый, но, согласитесь, в этом кадре присутствует особая эстетика.

— Здесь никакого секрета нет. Главная фишка — композиция. Я снимал за стеклянной перегородкой возле первой двери. Благодаря этому появилось отражение, а в нем символика Нового года в виде снежинки.

Чтобы на картинке не было пересвета, а лица людей можно было разглядеть, Женя использует небольшую хитрость:

— Лучше выстраивать экспозицию по самому светлому участку в кадре, чем бы это ни было: телефоном, стеной, лампой. Если нажать на центр экрана, можно сфокусироваться. Не самая плохая идея настроиться на фонарь или другой источник света. В этом случае можно поразворачивать предмет съемки, чтобы он стал контрастным или темным. Такое решение мне кажется более интересным.

По словам фотографа, уж лучше недосветить картинку, чем пересветить. Потому что высветлить тени при обработке гораздо проще, чем из пересвеченного неба выцепить голубой цвет. А вот из темного фото его можно достать — как например на снимке с мальчиком из Астрахани, сидящим у реки.

Этот снимок нравится Жене самому: он сравнивает его с кадром из фильма. Пусть и разрешение у него не высокое, зато глубина резкости большая.

У телефона большая часть объектов находится в фокусе. Можно накладывать друг на друга планы, и они не будут теряться. Это, конечно, может и мешать, потому что ничего нельзя будет скрыть за счет глубин резкости, но зато для композиции можно выбрать что-то более-менее интересное.

Женя не советует пользоваться фильтрами, которые телефон предлагает наложить прямо во время съемки. Говорит, что в таком случае вы соглашаетесь, что телефон все решает за вас.

— От такой обработки сложнее избавляться, если вы передумаете и захотите сделать кадр другим. Гораздо проще перевести цвет в черно-белый, чем черно-белый в цвет, потому что фотография потеряет в качестве, — подсказывает фотограф китайского информагентства. — Я стараюсь снимать в обычном цвете и уже после этого самостоятельно решать, какой вид каждому фото подходит.

А еще Женя не рекомендует включать телефонный блюр, чтобы замазывать фон за объектом. Профессионалы используют его, чтобы отбить задник от персонажа. Но в отличие от телефонной камеры, фотоаппарат делает это мягко.

— Телефонный блюр хорошо заметно, потому что в жизни явно размытого пространства вокруг человека не бывает. Правильнее опираться не на эффекты, которые дает телефон, а на композицию, которую можно с его помощью построить: чем она будет интереснее и плотнее, а вы — ближе к объекту съемке, тем лучше.

Можно, конечно, носить с собой портативный свет или других технических помощников, которые облегчают работу с композицией, но они ее никогда не заменят, убежден Женя Синицын.

— Технически, камеры, которые находятся в телефонах, и те, что продаются в магазинах, недалеко друг от друга ушли. Понятно, что оптически выигрывают камеры побольше, но технологически телефонные камеры, в том числе в новом айфоне — очень здоровские. Телефон делает за вас огромное количество работы, и получается прикольно. А на маленьком экранчике в соцсетях далеко не всегда заметно, на что именно вы сделали фото. Главное — как, — подытожил фотограф.

Галина ФЕДОРЧЕНКО

Поделится