За восемь месяцев 2025 года в Челябинской области зарегистрировано 410 аварий с участием детей. 12 ребят погибли, более 430 получили травмы. Это разрушенные судьбы целых семей. На пресс-конференции, посвященной Единому дню безопасности дорожного движения, специалисты из разных сфер обсудили: почему ситуация ухудшается и как нужно бороться.
«Каждая трагедия — это ошибка взрослых»
Начальник областного управления ГАИ Иван Путков обозначил: рост аварийности очевиден, и больше всего тревожит Челябинск. Если в регионе увеличение числа ДТП с детьми составило 20%, то в областном центре — почти 60%. Путков отметил, что все чаще в авариях гибнут несовершеннолетние водители мототехники — скутеров, питбайков.
– Их покупают родители, хотя прекрасно понимают, что дорога — не место для игр. Каждый такой подарок может стоить жизни, — подчеркнул Иван Путков.
Главный тезис начальника ГАИ: ответственность за детскую безопасность лежит на взрослых. Взрослые, которые переходят улицу на красный, пренебрегают ремнями безопасности или покупают подросткам опасные гаджеты на колесах, становятся соучастниками будущих трагедий.
Реабилитация может занять всю жизнь
О том, что происходит с детьми после аварий, рассказала главный внештатный анестезиолог-реаниматолог Минздрава области Елена Грицкова. Она подчеркнула: в экстренных случаях скорая приезжает быстро, но дальше начинается многочасовая работа целой команды — хирургов, реаниматологов, нейрохирургов. Травмы становятся тяжелее, и даже успешная операция не всегда возвращает ребенку прежнюю жизнь. Некоторые остаются инвалидами, и это навсегда меняет семью.
– Объясняйте детям правила, повторяйте их ежедневно. Иногда трагедии можно было бы избежать простой беседой, – обратилась к родителям Елена Грицкова.
«Воспитывать безопасное поведение нужно личным примером»
Заместитель председателя городского комитета по образованию Ирина Кочура напомнила: педагог, который сам нарушает правила, не имеет права требовать дисциплины от детей. По ее словам, в школах обновлен курс ОБЖ, теперь в нем отдельное место уделено безопасному использованию велосипедов, самокатов и других средств передвижения.
Учителя стараются воспитывать у школьников ценность жизни через практику — конкурсы, тренировки, репетиции безопасного поведения.
– Нарушение ПДД всегда начинается с простой мысли: мое время важнее правил. Наша задача — выбить эту установку у детей, — сказала Ирина Кочура.
«Подарок может оказаться смертельным»
Заместитель министра общественной безопасности региона Николай Зубарев поддержал мысль: родителям нужно отказаться от иллюзии, что питбайк или электросамокат — это игрушка. Он подчеркнул: это спортивный инвентарь, и место ему — на специально оборудованных площадках, а не на дорогах общего пользования.
В области развиваются мотосекции, где подростки могут заниматься безопасно. Параллельно внедряются новые комплексы фотовидеофиксации, а скоро стартует проект по выявлению использования телефонов за рулем. Осенью детям будут раздавать светоотражающие брелоки и наклейки в виде зверушек — чтобы их было проще заметить на дороге.
«Учиться надо на практике»
Директор Центра детско-юношеского творчества Ирина Некрасова рассказала о детском автогородке, где школьники осваивают правила дорожного движения не в тетради, а на практике. Здесь есть все: светофоры, остановки, дорожные знаки, даже макеты машин скорой помощи и пожарной.
Ирина Красова заметила, что в таких условиях дети осмысливают ситуацию глубже, чем в классе: начинают замечать ошибки взрослых и реагировать правильно.
Настоящий урок
Одновременно в детском автогородке на прошел особый урок по правилам дорожного движения – настоящее практическое занятие, где школьники смогли попробовать себя и в роли пешеходов, и в роли водителей.
Автогородок устроен как уменьшенная копия реального города: дорожные знаки, светофоры, «зебры», остановки, посты ДПС, заправки и даже машины экстренных служб. Все это создает для детей атмосферу настоящего движения и помогает лучше усвоить правила.
Классы поделили на несколько групп. Каждая команда двигалась по станциям вместе с инструктором. Одни ребята сразу заняли места в веломобилях. Им предстояло учиться реагировать на сигналы светофора, тормозить перед пешеходными переходами и следить за другими участниками движения. Другая группа – велосипедисты. Кто-то предпочел пройти занятие пешком.
Отдельная площадка была отведена для самокатов. Под присмотром инструкторов школьники выполняли упражнения: объезжали конусы змейкой, проходили «качели», учились держать равновесие.
– Конечно, все что сегодня узнал, все буду применять на практике. Светофор надо на самокате переезжать, ой, наоборот – самокат рядом везти. Еще узнал правила первой помощи и вспомнил некоторые знаки, – оценил занятие школьник.