Четыре часа кардиохирурги колдовали над открытым и обескровленным сердцем Ирины Васильевой. Инфекция разъедала самый важный орган женщины, гной вытекал даже во время операции. Уникальную историю рассказали похорошевшая и, главное, здоровая Ирина и ее спасители.
Думала, что простуда, а оказалось…
Проблемы со здоровьем у Ирины начались 22 ноября 2023 года. Тогда температура резко поднялась почти до 40 градусов. Женщина решила, что это обычная простуда – осень ведь, болеют все вокруг. Начала лечиться сама, но температура спала только до 38 градусов. Тогда Ирина пошла в поликлинику, однако и выписанные там антибиотики не помогали.
– За декабрь и январь я похудела на 10 кг. Когда меня увидела пульмонолог, у которой я состою на учете из-за астмы, сказала, что надо обследоваться. Так я попала в одну из областных больниц. Искали везде, обследовали вдоль и поперек. Пока я там лежала, капали антибиотики — температура падала, анализы лучше становились. Я выходила домой с надеждой, что все хорошо. Через две недели температура поднималась снова и все повторялось, – рассказывает «КП» — Челябинск» Ирина Васильева.
Когда это повторилось в седьмой раз, пациентку отправили на обследование в федеральный кардиоцентр. Там-то врачи и обнаружили страшное: инфекция уничтожила значительную часть сердца Ирины.
– К сожалению, обнаружили это достаточно поздно. Тогда клапаны уже разрушились, была жидкость в легких, сердечная недостаточность. Я задыхалась, спала только сидя – не могла лежать. Была сильная слабость, потливость, но особых болей не было.
В Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, который находится в Челябинске, Ирина попала не случайно. Шесть лет назад ей уже спасли тут жизнь, сделав открытую операцию на сердце.
– В 41 год узнала, что у меня врожденный порок сердца. До этого все было хорошо, я занималась спортом, родила дочь. А в 41 решила обследоваться — раз пятый десяток пошел. И мне поставили диагнозы «врожденный порок сердца» и «аневризма аорты». Тогда посоветовали просто наблюдаться. И я как-то вообще про аневризму забыла. А 6 лет назад был достаточно серьезный стресс — и она стала увеличиваться. Я решила, что не надо рисковать.
«Во время операции вытек гной»
Но вернемся в осень 2024 года. Когда Ирину Васильеву осмотрели, сразу поняли, что в таком состоянии ее нельзя отпускать домой, и положили в реанимацию. Там она ждала приезда кардиохирурга, который уже спасал ее жизнь, — Владислава Аминова.
– Шесть дней, которые я ждала Владислава Вадимовича из отпуска, молилась только об одном – дожить до этой операции. Потом он пришел ко мне и сказал, что операция будет сложная, долгая и трудная. Но у меня не было ни страха, ни вопросов, я ему полностью доверяю. Шесть лет назад он уже подарил мне еще один шанс на жизнь, тогда операция тоже была на открытом сердце.
То, что Ирина называет сложной операцией, настоящее чудо кардиохирургии. При помощи специальной технологии запустили искусственное кровообращение и дыхание, сердце ввели в спящий режим, а саму Ирину заморозили.
– Сердце останавливалось более чем на четыре часа. Первый раз у нас сердце находится в спящем состоянии так долго, – рассказывает заведующий кардиохирургическим отделением №2 Владислав Аминов. – К сожалению, перенесенный инфекционный эндокардит привел к большим проблемам: полностью разрушился корень аорты, прилежащий митральный клапан и прилежащие ткани. Мы выполнили сложную реконструктивную операцию с протезированием аортального клапана, аорты, коронарных артерий, митрального клапана и параклапанных структур. Во время операции нашли гнойник, который вскрылся, и оттуда вытек гной.
Сама пациентка рассказывает об операции намного проще и понятнее:
– Много вырезали и много пришили, говоря простым языком. Сейчас у меня много протезов, и они только помогают мне жить.
Но в первые дни после операции Ирина думала не об этом — ее мучили невыносимые боли. Особенно тяжело было первые пять дней.
– Тогда казалось, что стрелки часов просто стоят на месте. Ждала ночи, когда ставили обезболивающие. Было больно и тяжело, нельзя было двигаться, постоянные уколы. Иногда кажется, что это был сон, будто бы не со мной. Но я понимаю, что забывать об этом нельзя, нужно серьезнее относиться к своему здоровью.
В кардиоцентре Ирина провела три недели, а потом проходила реабилитацию в санатории.
– Хорошо, что есть программа реабилитации, там тебя заставляют двигаться. Дома я бы лежала, а родные бы бегали вокруг меня.
После операции танцует и водит машину
На встречу с нами Ирина пришла через полтора месяца после операции. А уже сама за рулем, в красных туфельках на каблучках и с макияжем. Признается, что чувствует себя прекрасно — и больше никакой одышки или слабости. Может даже танцевать!
– Говорят, что у бога нет собственных рук. А я считаю, что у Владислава Вадимовича руки бога, – благодарит врача Ирина Васильева. – Я открыла для себя семь чудес света. И это не Египетские пирамиды и Висячие сады Семирамиды, а возможность слышать, видеть, говорить, чувствовать, радоваться, любить и наслаждаться жизнью.
Теперь Ирина особо тщательно следит за своим здоровьем. Ведь ей нужно еще помочь воспитать внука и дождаться внучку.
Из-за чего сердце «загнило»?
Но как же женщина могла заразиться такой жуткой инфекцией, которая буквально разъела ее сердце? Точная причина пока неизвестна, но несколько из возможных назвала кардиолог кардиохирургического отделения №2 Федерального кардиоцентра Виктория Ленева:
– Заражению инфекционным эндокардитом подвержены, как правило, люди, у которых уже скомпрометированы клапаны сердца. То есть с врожденными или приобретенными пороками сердца. А также люди с ослабленным иммунитетом из-за ВИЧ-инфекции, сахарного диабета и других заболеваний, которые могут снижать восприимчивость организма.
Любая перенесенная инфекция (вирусная, бактериальная или грибковая) уже является фактором риска. Но если здоровый человек с нормальными нативными (неизмененными — Ред.) клапанами устойчив к инфекциям, то пациенты с компрометированными клапанами подвержены более высокому риску. Также факторами риска являются перенесенные вмешательства в организм. Например, стоматологические и другие внутриполостные манипуляции. Поэтому мы наших пациентов, у которых есть патология клапана, просим вовремя санировать хронические очаги инфекции.