Челябинская писательница Александра Ручьева вошла в короткий список национальной литературной премии «Лицей» для молодых поэтов и прозаиков, который был объявлен на прошлой неделе. Высокую оценку авторитетного жюри заслужил роман «Заводские настройки», в котором Александра, продолжившая семейную династию заводчан, обрисовала производственные будни на крупном промышленном предприятии.
Александра Ручьева родилась в Чебаркуле, в семье заводчан. Закончила Южно-Уральский государственный университет по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением». Работает инженером-конструктором на заводе. Выпускница Литературных курсов Челябинского государственного института культуры.
Пишет с 12 лет. Первые публикации появились в чебаркульской газете «Южноуралец». Стихи и рассказы публиковалась в различных сборниках и альманахах. Участвовала в различных литературных конкурсах и семинарах.
В 2015 году победила в литературном конкурсе «Стилисты добра» в номинации «Поэзия». А в 2022 году вошла в шорт-лист конкурса фантастических рассказов «Проект особого значения». В 2021 году стала редактором издательства «ИРГА».
В 2024 году вошла в шорт-лист литературной премии «Лицей» с производственным романом «Заводские настройки».
— По традиции «физиков» противопоставляют «лирикам», но это точно не ваш случай: получив классическое инженерное образование, вы пришли в литературу. Как это произошло?
— На самом деле я не могу себя записать ни в «физики», ни в «лирики». Скорее, я нахожусь где-то посередине: в школе мне неплохо давались как технические, так и гуманитарные предметы. И, кстати, в литературу я пришла гораздо раньше, чем решила стать инженером. В тринадцать лет я начала писать стихи: хотелось выплеснуть эмоции –все, что творилось в душе. Я завела отдельную тетрадь для стихов, красиво ее оформила. А на первом листе поместила цитату: «Если хочешь ты душу мою разгадать, то прочти со вниманием эту тетрадь». Даже сейчас эта фраза откликается.
Стихи я писала до окончания университета, а потом они как-то перестали складываться, и я перешла на прозу. Первый рассказ, «Мифологический голос», стал моей дипломной работой на литкурсах ЧГИК.
— «Заводские настройки» — это производственный роман, жанр практически забытый. Как возник замысел романа, что стало отправной точкой?
— Я инженер-конструктор на заводе. И однажды подумала о том, что мало кто представляет себе, что происходит за воротами заводской проходной. Почему-то принято считать, что завод — это грязное и страшное место. Постепенно эта мысль развивалась, сюжет обрастал деталями. Я поняла, что было бы здорово рассказать не только свою историю, но и истории моих родственников и коллег. Я родилась в семье заводчан и с детства слушала разговоры родителей о работе, видела, как им порой бывает непросто. Плюс мне не очень нравятся образы завода и заводчан, которые сложились в общественном сознании. Мне захотелось показать, как все обстоит на самом деле, какие люди там работают.
— То есть можно сказать, что это не только производственный роман, но и автофикшен, и героиня во многом «унаследовала» ваши черты характера и факты биографии?
— Недавно я пыталась посчитать, каков процент реальных событий в книге. Получилось около семидесяти!Главная героиня, безусловно, очень похожа на меня. Я бы даже сказала, что она – будто лучшая версия меня. Но в то же время – не я. Это важно, поскольку некоторые читатели могут полностью воссоздать в воображении образ автора, судя только по книге. Но, конечно, в тексте есть множество интересных «пасхалок» и отсылок, которые заметит внимательный читатель.
— Завод в романе изображен как место, где, как в стоячем болоте, гибнет живая мысль, инициатива, где люди просто отбывают положенное время «от звонка до звонка». Это так? Сегодня предприятия прикладывают огромные усилия, чтобы привлечь молодые кадры. Что, на ваш взгляд, для этого необходимо изменить?
— Я не могу говорить за всю промышленность — она огромна. Безусловно, есть современные, динамично развивающиеся предприятия. Могу только предполагать, чего это стоит сотрудникам и руководству. Они молодцы.
Некоторые события романа, ставшие его основой, происходили несколько лет назад, когда действительно всё было сложно. К сожалению, ситуация и сегодня складывается примерно так на старых заводах, которые тяжело перестраиваются на новые рельсы, с трудом адаптируются к изменившимся реалиям.
Здорово, что сегодня предприятия стараются привлекать молодые кадры. Это действительно непросто. Ведь сейчас люди выбирают место работы, ориентируясь не только на размер заработной платы, к тому же не всегда молодым специалистам предлагают достойное вознаграждение. Важны и другие факторы: чтобы в цехе было современное оборудование, хороший коллектив,удобный проезд. Пусть это и утопия, но многим хочется полный пакет.
Я не разбираюсь в управлении предприятием, скажу с позиции простого работника. Очень важен диалог между начальством и коллективом. В принципе диалог между людьми очень важен. Отношение к людям как к расходному материалу неприемлемо, на мой взгляд. Ещё хотелось бы, чтобы крупные предприятия пересмотрели зарплатную политику и добавили «плюшки» — к примеру, ДМС и путевки в санатории.
— В вашем рассказе «П-Портал» действие происходит в Челябинске, но переносится в отдаленное будущее: город переживает последствия ядерной катастрофы и практически отрезан от внешнего мира, а инженеру приходится решать весьма нетривиальную задачу – строительство межпространственного портала. Что оказалось сложнее: достоверно передать реальность или создать вымышленный мир?
— «П-Портал» я писала довольно бодро: подгонял дедлайн по литературному конкурсу. Описывать мир, который не связан с обыденной жизнью, оказалось гораздо легче. Мне понравилось транспонировать реальные события прошлого на будущее. Новый мир — новые правила.
А вот с автофикшеном получилось не так просто, поскольку приходилось вспоминать как светлые, так и болезненные эпизоды. А ещё нужно было разобраться с профессиональными терминами так, чтобы читатель понял, что я имею ввиду и не закрыл книгу в ужасе от непонятных слов. Всё это тормозило работу над текстом.
— Как вы встретили новость о том, что ваш роман вошел в короткий список премии «Лицей»? Какие надежды связываете с этим?
— Я была в шоке. А когда отошла, то очень обрадовалась. Конечно, хотелось бы занять высокое место. Я буду рада, если моя книга обретёт новых читателей. Будет совсем классно, если её заметят и издадут в хорошем издательстве.