В начале XVIII века на самом севере Южного Урала, где сейчас Каслинский район, на пятачке между двух рек – Пороховки и Синары – поселился первый русский мужик Василий Юшков по прозванию Страшный. Предание гласит, что страшным он был прозван потому, что роста был выше обыкновенного, а силы богатырской — и в драках с местными жителями всегда оставался победителем. Так и появилось на карте нашей малой родины село Юшково. О событиях двухсотлетней давности сейчас напоминают лишь черные тополя на деревенских улицах и старинный храм на пригорке. Тополя русские поселенцы специально привозили из средней России, потому что эти деревья хорошо осушают болотистую почву.
Возобновление богослужений
Храм – это самая главная стройка в любом русском селении. В Юшково Каслинского района сначала была деревянная церковь, но в 1892 году жители начали строить каменную. Имя ей дали в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, двух братьев, которые помогали простым людям и бесплатно их лечили. Здесь с 1908 по 1918 годы нес служение будущий священномученик Петр Смородинцев, который сегодня входит в Собор челябинских святых.
Строилась деревня долго, а развалилась за пару десятков лет. В девяностых закрылся совхоз, и потомки Василия Страшного стали уезжать кто куда. В приходских книгах за 1902 год жителей Юшково числилось 1572 души мужского пола и 1625 — женского. А сейчас всего населения – 250 человек. Люди сначала были в шоке, растерянности, а потом встряхнулись, собрались на поляне возле храма и решили: будем восстанавливать храм. Будет храм – вернется в село жизнь.
Первым делом юшковцы отремонтировали заброшенное здание церковно-приходской школы 1905 года постройки и обустроили тут временный храм. Из домов понесли старинные иконы, которые сберегли в самые голодные годы. Комната-храм небольшая, но очень уютная: на многих иконах белоснежные, кружевные рушники, на стульях и скамеечках – разноцветные самотканые половички и коврики, на окнах – ажурные занавески, через которые мягким светом проникают солнечные лучи, останавливаясь на ликах святых. Одна из самых заметных икон храма – образ священномученика Петра Смородинцева в большом резном киоте. Здесь батюшку очень почитают и постоянно обращаются к нему с молитвой. Прихожанки во время православных постов ежедневно читают Псалтирь. Вот уже 10 лет здесь совершаются богослужения.
С 2014 года настоятелем в этом храме служит иерей Валерий Борисенко, благочинный Каслинского округа. У батюшки еще есть два прихода: в селах Огневское и Муслюмово.
Задача №1 – подвести газ
С 2019 года приход в Юшково начал активно восстанавливать некогда величественную церковь с шестью куполами. Проект для восстановления подготовила Нина Степанюк, заслуженный архитектор Удмуртской Республики, уроженка деревни Клепалово Каслинского района. В апреле 2022 года по созданному проекту рабочие начали кирпичную кладку: восстановили карнизы на колокольне, возвели четыре башенки для будущих малых куполов, установили каркас центрального купола. Всего было выложено 130 тысяч кирпичей.
– Проведены работы по установке окон, дверей, постелены деревянные полы. В алтарной части храма оштукатурены стены. В скором времени планируем подвести газовые трубы к храму. Предстоит еще купить газовые котлы для отопления. Тогда уже можно будет и зимой заниматься внутренней отделкой стен и установить деревянную перегородку для иконостаса, – рассказывает о ближайших планах иерей Валерий Борисенко.
Недавно стало известно, что два креста, когда-то венчавшие купола храма, сохранились. Они стоят на могилках у матери и сына, жителей села Юшково. Если это действительно так, то святыни нужно вернуть храму, а вместо них на кладбище установить другие.
На богослужения сюда приезжают верующие из Челябинска, Снежинска, даже приходят пешком из близлежащих деревень. Так, 69-летняя Надежда Фаламова преодолевает путь в 12 км в одну сторону из поселка Берегового до Юшково.
– Я иду всю дорогу с молитвой. Господь не оставляет, – говорит Надежда Васильевна. – Раньше на скутере ездила. Когда начались активные работы по восстановлению храма, радости нашей не было предела. Очень хочется, чтобы поскорее храму вернули его первозданную красоту.
Взрывали, но храм выстоял!
В 1932 году храм закрыли. Крестьяне массово стали колхозниками, но еще долгие годы продолжали отмечать престольный праздник.
– Вокруг деревни было три колхоза, и в советское время люди были атеистами. Но они всегда праздновали престольный праздник – Кузьмин день 14 ноября, – объясняет Надежда Фаламова. – В этой стороне праздновали в ноябре, в той стороне праздновали летом, в июле. Люди своеобразно отмечали этот день – с танцами, застольем, но они его отмечали. Слышали звон, но не знали, откуда он. Это все равно передается из поколения в поколение.
Еще до войны храм пытались несколько раз взорвать, но он даже не качнулся. Ведь зачем-то он выстоял!
– В деревнях служится хорошо. Здесь люди более добрые, открытые, – говорит иерей Валерий Борисенко. – Некоторые мысли у них на лице написаны. Можно даже знать заранее, о чем человек думает. В своей основной массе они добрые. Я заметил, 10 лет назад они подходили на исповедь: «А у меня нет грехов!», сейчас подходят: «Батюшка, у меня столько грехов! Откуда они берутся?» То есть люди меняются. И стараются выполнять заповеди, стараются меньше осуждать, если это происходит, меньше на кого-то сердиться, злиться. Уже в семьях стараются как-то находить контакты со второй своей половинкой. Все меняются!
Всем желающим поучаствовать в восстановлении святыни можно перевести средства на счет прихода.
Реквизиты:
Банк получателя: Отделение №8597 Сбербанка России 454048
Челябинск, ул, Энтузиастов д. 9-А
«БИК» Банка получателя О47501602
Счет № Банка получателя: 30101810700000000602
Счет № получателя: 40703810672000000275
ИНН получателя: 7402990030
Получатель: Местная православная религиозная организация Приход храма
свв. Косьмы и Домиана с. Юшково Челябинской епархии
Русской Православной Церкви.
По всем вопросам обращаться к настоятелю иерею Валерию Борисенко по телефону 89227490200.
Пресс-служба Челябинской епархии
Отдельно сверстать
Судьба священномученика Петра Смородинцева
Об отречении Государя в Юшкове узнали Великим постом. Донесли печальную весть понатыканные вдоль дорог телеграфные столбы. Из Каслинского завода на сход явились и большевики, требовали избрания Совета. Большинство селян решило вручить власть местному батюшке.
Отец Петр Смородинцев был из тех людей, кто не рассуждает долго и не ищет исполнителей, но взваливает дело на собственные плечи. Ему довелось послужить не только на Южном Урале, где диаконствовал в свое время его отец, но и в Тагильских краях – в Краснополье, в Сербишино. Пришлось батюшке побывать и председателем комитета общественной безопасности, и возглавить кредитное товарищество, а также «Каслинский районный союз». Его стараниями в Юшково появилась паровая мельница, проведено электричество, оборудована ремонтная мастерская. Отцу Петру было неловко совмещать хозяйственную деятельность с церковным служением, а передать некому. Поэтому батюшка на некоторое время вынужден был выходить за штат.
Октябрьскую революцию в Юшково будто не заметили. Зимой большевики опять приходили смущать народ, но им пригрозили повешением на перекладинах базарных весов, и «советчики», ругаясь и паля из револьверов, убрались восвояси. Но не до смеха стало селянам, когда в феврале к ним явился для проведения продразверстки отряд красногвардейцев, сформированный из «визовских» рабочих.
Отец Петр вернулся к церковному служению и был переведен в соседний уезд, в село Кочнево, священником храма Иоанна Предтечи. В это время в Челябинске поднялся мятеж чехословацкого корпуса, а большевики начали принудительную мобилизацию. Крестьяне вступать в «деревянную кавалерию», как они называли красные отряды, не хотели. Начались поиски виноватого, и им оказался священник, который якобы вел среди своих чад контрреволюционную агитацию.
В июне 1918 года, после дня Святого Духа, отец Петр отправился в Юшково для того, чтобы окончательно сдать дела кредитного союза. В родном доме он не успел выпить и стакан чаю, как за ним пришли. Отец Петр благословил всех домашних и сказал: «Живите с Богом, а мне уж не видаться с вами». Присутствовавшая при этом сестра стала было возражать ему, но отец Петр твердо повторил свои слова.
Красноармейцы, пришедшие его арестовать, доставили батюшку в Касли. Родным, приехавшим искать его, сообщали, что попа отправили на принудительные работы в Черемшанку. На самом деле отец Петр, вместе с другим священником — Александром Миропольским — принял мученическую кончину на Горькой речке. Это произошло в ночь на 23 июня (6 июля) 1918 года. Несколько раньше пострадал отец Петр Беляев.
Тела Каслинских мучеников погребли у алтаря Успенского храма в Каслях.
Опубликовано под заголовком «Голгофа на Горькой речке» в «Вестнике» (Челябинск, 2013. №2. С. 6-7).