Пятые сутки жители Челябинской области пытаются оправиться от шока и справиться с горем. Самая страшная трагедия на заводе в Копейске расколола жизни на «до» и «после». Около 23:50 22 октября прогремел первый взрыв. Он был такой силы, что в некоторых домах Челябинска задрожали стекла и стены. На территории предприятия вспыхнул мощный пожар. Спустя некоторое время раздался второй взрыв. Трагедия унесла жизни 13 человек. Пострадали 29 работников, шестерым из них потребовалась срочная помощь. Двух человек, маму и дочь, спецбортом переправили из ожогового центра Челябинска в федеральную больницу Нижнего Новгорода. Пока врачи борются за жизнь пострадавших, город сплотился в горе. Возле танка у входа в парк Победы появился стихийный мемориал – туда люди несут цветы, траурные венки и свечи. 27 октября близкие погибших и пострадавших пришли в Дом культуры имени Кирова в поисках ответа на свои вопросы.
«Есть какая-то надежда, что ее найдут живой?»
В первые часы после трагедии стало известно о четырех погибших. К утру 23 октября, когда спасатели смогли подойти ближе и начали разбирать завалы, число жертв выросло до десяти. Еще 12 человек тогда числились пропавшими — все они находились под обрушившимися конструкциями. Позже количество погибших увеличилось до 12. Судьба десяти работников по-прежнему неизвестна. Родные до сих пор не теряют надежды увидеть пропавших живыми. Именно эта неопределенность для семей сегодня самая страшная.
– Я ищу свою сестру. Она числится пропавшей. Есть шанс, что ее найдут живой?
Но чиновники отвечают честно: чудо вряд ли случится. Для многих эти слова звучат как приговор. У одной из женщин после услышанного случилась истерика.
– У меня пропал муж. Если его не найдут, он автоматически будет считаться погибшим? – спрашивает другая женщина.
В зале с такими вопросами собрались все близкие пропавших. Среди пришедших Александр Чупин. Он ищет свою сестру, Екатерину Батурину.
– До сегодняшнего дня Катя числится пропавшей. Она работала на заводе около пяти лет. У нее двое детей: девочка 13 лет и мальчик 4 лет. Сейчас они находятся с отцом. Она была в ту смену. Сегодня нам сказали, что по больницам уже всех проверили и опознали, и что оставшихся в живых среди пропавших уже не найти. Мы пришли понять, сколько еще ждать.
О судьбе другого пропавшего, Владимира Гусева, рассказывает его семья:
– Папа работал на заводе слесарем второй год, до этого лет 15 – пожарным. В ту ночь как раз была его смена. Мы до сих пор мало что знаем. К маме приехали ранним утром из уголовного розыска и сказали, что произошел взрыв. Сейчас мы просто ждем, пока закончат поиски. Конечно, до последнего остается надежда, но… мы реалисты и понимаем, что время много уже ушло, не уверен, что произойдет чудо, – говорит дочь мужчины.
По словам заместителя губернатора Алексея Фартыгина, поисково-спасательные работы не остановят пока не дойдут до фундамента.
– Пока мы не дойдем до основания, до самого фундамента, поисковые работы не остановят. Сейчас идет разбор завалов, удаление взрывоопасных фрагментов. Только когда будет полностью разобран каждый метр и проверен каждый камень, работы можно будет считать завершенными. Все останки, которые обнаруживаются, проходят ДНК-идентификацию. У всех родственников уже взяты образцы. Надо набраться терпения.
Официально признать погибшими пропавших людей смогут только после полного окончания поисков и генетической экспертизы.
«Я хочу быть рядом с ним»
Сейчас с семьями погибших и пропавших работают психологи. Люди находятся в состоянии глубокой травмы. Многим просто не хватает сил даже произнести вслух страшные слова.
– У меня брат после инсульта. Он каждый день спрашивает: «Где мой Андрей?» А мы не можем ему сказать правду… Как сказать, что его сын погиб? Мы боимся, что он просто не переживет это, – обратилась за помощью к специалистам одна из женщин. – Нам нужна помощь, чтобы с ним ничего не случилось.
У другой матери просьба о последнем – о месте рядом с сыном:
— У меня погиб единственный сын. На Аллее памяти будет одно место? Я хочу быть рядом с ним…
Руководство завода поддержали женщину и сообщили, что сделают так, как она просит.
Аллею памяти для работников предприятия планируют создать на кладбище в поселке Горняк. Всех погибших похоронят в одном месте. Позже на этом месте появится большой монумент-стела, куда смогут приходить все жители, чтобы почтить память погибших. Похороны пройдут со всеми почестями за счет Копейского городского округа. Все ритуальные услуги организуют и оплатят власти, а завод возьмет на себя расходы по поминкам.
Ранее губернатор Алексей Текслер сообщал, что завод выплатит семьям погибших по 10 млн рублей. Пострадавшие от взрывов тоже получат компенсацию — от одного до двух миллионов — в зависимости от тяжести травм.
