Сколько учительниц нужно, чтобы спасти традиционную русскую культуру? Больше – чем, есть сейчас. В Челябинске открылся форум педагогов дополнительного образования в сфере искусства – более 700 преподавателей танцев, вокала, инструментальной музыки и изобразительных искусств собрались учиться новому и думать, как ее – эту культуру – спасать и преумножать.
Фонд «Андрюша» поддерживает детские таланты уже 16 лет. Четыре года назад эксперты «Андрюши», исходя из опыта общения с педагогами, создали площадку для обмена опытом и актуальными знаниями. И ее посетили уже больше 2000 педагогов Челябинской области.
– Где-то 15 лет назад мы задумались над проблемами в образовании в сфере искусства и как их решить. Нужно было провести социологический опрос, измерения и так далее. Два года шло исследование – не бесплатное. Но мы решили, что лучше понять недостатки и работать над ними. И мы пришли в тихий ужас, когда узнали, что у нас укомплектованность педагогами в сельской местности 54%! Пятьдесят четыре – это серьезно, – рассказывает на открытии режиссер по образованию и министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.
Минкульт понимает – педагогов нужно готовить, причем в разных направлениях. Особенно нахватает исполнителей на народных музыкальных инструментах. И Бетехтин рассказывает, что в области запущены программы по оснащению кадрами учреждений культуры. А земский работник культуры возник в области на три года раньше федерального. Но люди все равно нужны.
– Не секрет, что не хватает денег. Музыканты зарабатывают ниже средней зарплаты по области… Многие уходят из профессии или занимаются частным преподаванием. Я, например, будучи академическим вокалистом вынужден учить китайцев музыке, – рассказывает гость форума Иван, один из нескольких мужчин, – и я, как и многие, готов творить, но связан по рукам и ногам финансами. И так по всей стране…
«Не быть манкуртами»
И правда – про зарплаты учителя искусства говорят с улыбкой – как про пустяк. У каждого будто есть другой стимул. Миссия на грани с одержимостью. С каким удовольствием эти женщины рассказывают о своей работе, это надо слышать.
Девушка в красном кокошнике про историю из Екатеринбурга, где учитель довела девочку до слез из-за того самого кокошника, не слышала. Елизавета Андреевна из Копейска поощряет ношение национальных элементов в одежде своих детей.
– Я фольклорист, руководитель театра песни и пляски «Ряженка». Что такое «ряженка»? Изначально это кисломолочный напиток, но также у нас на Руси всегда были ряженые, – представляет себя и коллектив Елизавета Третьякова.
Коллектив Елизаветы Андреевны представляет фольклор горнозаводской зоны Южного Урала. Она перечисляет: Серпиевка, Катав-Ивановский район, Орловка. Используют материалы исторических экспедиций. Почему это вообще интересно молодому педагогу?
– Потому что я выросла в этом – в Бажовке, грубо говоря. То есть меня с детства приучали к русской традиционной культуре.
– А зачем эту традиционная культуру помнить?
– Чтобы сохранять свою идентичность и не быть манкуртами, – четко отвечает Елизавета Андреевна, девушка в кокошнике.
«Где античная драма русского бытия?»
И эксперты форума тоже сходятся во мнении, что культура наша велика и многообразна и важно уберечь ее от угроз цифрового века. Нейросетей, которые искусство только имитируют или ТикТока, который пожирает время и внимание. Среди экспертов народный художник России, теоретик искусства, живописец – Сергей Александрович Гавриляченко. Он признается, что до недавнего времени ходил с кнопочным телефоном и был счастлив. А в интернет его погрузили недавно и насильственно. Тик-ток он смотрит редко и содрогается.
– Если человек не любит книгу, как у нас говорят, на бумажных носителях, если он не идет в филармонию, не идет на классическую выставку, собственно, человек ли он? Или это классический потребитель, довольствующийся какими-то удобными формами? – рассуждает Сергей Александрович.
С поверхностным потребителем ТикТока у Сергея Александровича разговор короткий, он их называет «личными врагами».
– Своим студентам говорю: мне с такими как вы нужно заниматься принудительным кормлением культурой. Вы некультурны, необразованы, дурны, для вас не существует великого наследия. Вы самодовольны. Главное — вы довольствуетесь этими короткими роликами, не способны на длительное сосредоточение, – продолжает народный художник РФ, – А потом я в ТикТоке, ну иногда я все-таки насильственно смотрю, но в основном про котеек, про спасение зверушек. Я думаю, а где же та беда, где трагедия, где античная драма русского бытия? Идет война, у нас сплошные прыгалки, скакалки. Вот как откликается мир окружающий, вот действительно и проблема. Если не поймете — исчезнете, станете биомассой.
На 7 площадках форума за два дня пройдет более 110 часов лекций, дискуссий и практических занятий. Эксперты будут говорить про музыку, театр, вокал, современное и вечное искусство
– Мы понимаем, что наш проект жизненно важен и необходим для собственного развития, для профессионального развития детей, С самого первого форума мы поняли, какой большой отклик в сердцах педагогов получил наш проект. Им важно получить новые знания, новый опыт, обменяться между собой практиками. И уникальность нашего проекта в том, что мы практически на 100% ежегодно обновляем состав спикеров. Я буквально охочусь за ними и привожу сюда самых-самых топовых экспертов в сфере культуры и искусства, – рассказала Юлия Жаботинская, основатель и директор Детского фонда «Андрюша».
И даже народный художник РФ отмечает, что раньше люди искусства, настоящие хранители культуры, часто были если не маргинализированы, то забыты. А в какой-то момент спрос на национальную идентичность вернулся и эти люди снова стали нужны. Сами– то педагоги признаются, что просто иначе не могут – они живут своим делом, оно для них размером с весь мир. Может, банально, но так искренне – высшей точкой своих рабочих достижений они называют успех своих детей.
