Диляра Вагапова, солистка группы «Мураками»: «В школьный хор меня не брали из-за низкого голоса»

Солистка группы «Мураками» Диляра Вагапова любит давать концерты в свой День рождения. На этот раз был выбран город Челябинск. Во время визита в Челябинске Диляра Вагапова и гитарист, худрук группы Раиль Латыпов успели побывать на радио «Комсомольская правда» — Челябинск» (95,3 FM) и даже исполнить несколько песен.

— Диляра, с прошедшим Днем рождения вас! В вашей традиции отмечать его концертом уже больше десяти лет. Может, хочется в этот день отдохнуть?

— Мне — нет. Говорят, 40 лет не отмечают, поэтому мы, в принципе, и не отмечаем — мы так, на работе.

— Раиль, в последнем альбоме ты исполнил песню «Канатаходцы». 17 лет к ней шел. Как ты решился на это? Держать в себе 17 лет вот это все?

— Вообще, я начал на гитаре играть благодаря песням группы «Кино»: хотел петь во дворе для друзей, этим и занимался. Когда стал участником «Мураками», я перестал это делать. Но Диляра подталкивала меня петь. Говорила: «Тебе нужно петь, давай петь». Я отвечал, что не хочу, мне страшно, когда на меня смотрят много людей. В итоге начал исполнять некоторые композиции на концерте…

Д.В.: Он вынужден был это делать. Потому что мне надо отдохнуть во время концерта. А он — как настоящий герой — не может отказать.

Р.Л.: В том альбоме появилась возможность записать свой вокал и спеть свою песню. Это песня из группы «42» — это была наша группа без Диляры. Я поговорил с лучшим другом, с которым мы делали эту песню, и он был не против.

— Давайте какую-то песню исполним?

Д.В.: А давайте я сначала расскажу вам, как следующая песня в «Мураками» появилась? Мы были на радио «КП» в Москве, и неожиданно отрубается свет. Нас предупредили, что такое бывает. Сидим 15 минут, идем прогуляться. Заглянули в одну комнату — там огромный белый рояль, будто в другой мир попали. Мы с клавишником зашли и написали песню «Догвилль».

— Диляра, а вы часто смотрите фильмы?

— Да, мне нравится кинематограф. Я окунаюсь в этот мир и немного забываю, что происходит вокруг. Это единственное, что может отвлечь от музыки и размышлений.

— А что насчет саундтреков к фильмам?

— К нам обращаются для сериалов — например, песня «Среди акул» написана для сериала «Глаза».

— Диляра, что вам хочется себе пожелать в День рождения?

Д.В.: Наверное, хотелось бы больше гармонии, доброты. Я всегда ее желаю себе и окружающим. Это то, чего не хватает нам всем. Быть чуть добрее. Мне кажется, у меня получается. Кажется, я в последнее время стала добрее. Что скажешь, Раиль?

Р.Л.: Ну я думаю, если брать Диляру лет 15 назад, то трансформация идет в лучшую сторону!

Д.В.: Спасибо! (Смеется)

— Вот это оценка!

Д.В.: Ну просто мы с Раилем уже лет 20 творим. И он видел меня разную. Ту, которая пришла и со своим юношеским максимализмом выбивала любую дверь с пинка, с криками — это одна Диляра. Та, которая постарше стала — это мама. Я эмоционально сильно перестроилась, и уровень ответственности поменялся. Стала немножко, мне кажется, ненормальной, сумасшедшей, потому что я очень переживала за маленького нового человечка. Та, которая я сейчас… мне кажется, я иду в нужном направлении.

— В более ранних интервью ты рассказывала: «Я пыталась, не получалось, я шла дальше». Ощущение, что было постоянное преодоление?

Д.В.: Я шла вперед, потому что четко понимала, что я не хочу. Не хочу стоять в конце. Я маленького роста, когда пришла в школу, мой рост был 110 сантиметров. И я всегда была в конце. Даже классный руководитель говорил: «Может, ей в другую школу?»

Просто моя концентрация внимания отличалась от окружающих. Я была внимательна ко всему миру. До сих пор помню, как устроен наш двор, какого цвета занавески — все детали. Я помню кофту нашей учительницы, ее руки. Мое внимание было на другом, а им надо было, чтобы я сконцентрировалась на учебе. Естественно, любому учителю было сложно со мной. Когда моя мама сказала: «Спасибо, до свидания!» и перевела меня в другую школу, там стало легче. Там был класс народников (народная музыка. — Ред.), а меня до этого не брали ни в музыкальное, ни на хореографическое, ни в художественное. Даже в школьный хор меня не брали, потому что у меня низкий голос был, и я пела мимо нот. И меня вдруг берут! А в народном классе — горлань погромче и громко хлопай.

— Удивительно!

Д.В.: Эта любовь к русской культуре и музыке, в том числе благодаря моей маме (мама у меня родилась на Урале и мы много времени провели здесь), — все это дало заряд веры. И, когда везде отказали, я взяла в руки гитару. Помню, что никто меня не учил. Единственный, кто меня поддерживал, — это была моя бабушка. Они восхищалась любой выученной песне. Слава Богу, она жива-здорова. Ей в следующем году будет 90 лет. И я ей всегда играю песни, а она все говорит, что мне нужно петь романсы (смеется), потому что начинала я с романсов.

— Часто бываете в Челябинске, и вообще обширная ли у вас география?

Д.В.: На Камчатке мы не пели песни «Мраками». Я пела только: забралась на вулкан и там пела.

Я люблю Челябинск, с каждым годом он все лучше. Помню, лет 10 назад на «Студенческую весну» приехали и, ну, скажем, были вопросики. Мне было некомфортно передвигаться. Помню, переходила дорогу в центре и думала: почему бы не сделать пешеходный переход? И вот, через три года он появляется. Это было столько радости. Я всегда очень радуюсь за города, когда они меняются на наших глазах. А как прекрасно заезжать в деревни!

— А есть у вас особые места любимые?

Д.В.: Супервпечатление от Кудымкара в Пермском крае. Это небольшой городок, мы там гуляли. А еще недавно были на фестивале в Муслюмово в Татарстане. Невероятное место! Еще не забуду: мы едем, а мужичок листья убирает. А наш экскурсовод говорит: «О, это наш мэр!» (Смеется) Мы проехали в парк, а напротив — его дом. И мы видим, как он убирает. В целом, много мест, которые восхищают.

— И все же, в какой город всегда приятно возвращаться?

Д.В.: Точно Казань! Потому что это родной город. Нравится Питер, Москва, Ижевск — у нас десятилетняя любовь с этим городом. Мне нравится возвращаться во Владивосток — это другая атмосфера, нравится приезжать в Сочи — там всегда разная публика. Еще нравится север — Мурманск. Приехать туда, где холодно… ждешь северного сияния. Вообще, я люблю гастрольную жизнь!

— В этом году группе исполняется 21 год! Повзрослели вы?

Д.В.: Нет. Раиль у нас повзрослел, потому что перестал употреблять алкогольные напитки. Я-то всегда за здоровый образ жизни, и это было с нашей юности. Когда все тусили, веселились, я рано ложились спать. Не курила. Мама сказала: «Хочешь, чтобы голос остался — не кури».

— А какие у вас отношения в коллективе?

Р.Л.: В общем, зависит от времени: отношения разными бывают, но держатся на каких-то человеческих моральных устоях, как бы мы порой друг друга не раздражали.

— Что делать в коллективе не надо?

Р.Л.: Бить людей! (Смеется)

Д.В.: Мы воспитаны в нашем татарском менталитете, и наши ценности в коллективе очень схожи. Это уважение к старшим, уважение к людям, которые работают. У нас общий культурный код. Сложно пробиться и стать частью нашего коллектива. Можно стать музыкантом коллектива, но частью — сложно. У нас внутри сейчас все целостно, и хочется проводить время вместе вне зависимости от работы. Посидеть, чай попить. У нас выходной и сразу: «Ну что, завтра приходите, пельмени лепим!»

— Новый альбом у вас планируется? Все-таки хочется еще!

Д.В.: Пришли к выводу, что весной ждем нового альбома. У нас совсем недавно вышла новая песня «Джон Голт» — она очень важная, знаковая и является частью нового альбома.

— А будет ли Раиль петь на новом альбоме?

Р.Л.: На данные момент — нет. У меня нет такой песни, но, может быть, появится.

— От чего это зависит?

Р.Л.: От наличия песни!

— А легко ли рождаются ваши песни?

Д.В.: Раиль сам песни пишет. Когда хочет, приходит, и мы вместе доделываем, дописываем. Есть у нас песня, которую мы не до конца «утвердили». Не знаю, выпустим ли в этот раз. У каждой есть свое время и свои свойства. Некоторые стареют, а некоторые приобретают интересный окрас. В планах лично у меня — небольшой сборник стихов. С аудио, наверное, тоже. Это интересная история, которая сильно разнится с тем, что делает группа «Мураками». И я думаю, что это будет в ближайшее время.

Поделится