Инспектор ДПС – это однозначно работа публичная. Сотрудник стоит на самом видном месте в ярком костюме, в руках у него жезл, а от встречи с ним у некоторых особо впечатлительных водителей — слезы… Но это все на поверхности. В деталях работы разобрался корреспондент КП-Челябинск: субботним утром вместе с инспекторами он вышел искать нетрезвых водителей.
Самое сложное в этом деле – проснуться. С непривычки вставать в 5 утра в субботу, особенно после активной пятницы, особенно когда в идеальном мире проснулся бы к полудню – задача не из легких. Но встречу в областной Госавтоинспекции нам назначили на 6:30 утра. И вот мы с полузакрытыми глазами у ворот.
– Это еще ради вас задерживаемся на час! Обычно нас здесь нет уже, – приветствует капитан полиции Максим Румянцев — командир взвода.
Дожидаемся утреннего развода – там сотрудники получают задачи, после чего разъезжаются по точкам. На построение не пускают: может прозвучать важная и почти секретная информация. Но у нас своя задача – следить за тем, как сотрудники проверяют водителей после пятничного вечера. Помогать им будет передвижная медицинская лаборатория.
Оказывается, места для расстановки экипажей в ГАИ определяют с помощью анализа территории. Смотрят, где часто нарушают ПДД или случаются аварии, рассчитывают время и направляют туда сотрудников. Задача – максимально «закрыть» проблемные места. Особая нагрузка приходится на то время, когда обычные граждане отдыхают. И привычные выходные дни для гаишников такие же рабочие.
– Первое время, конечно, сложно было привыкнуть к графику, ходил как лунатик. Но ничего, организм привыкает. На самую раннюю смену встаю в 3:40, – признается Максим Румянцев.
Вместе с командиром взвода мы идем к патрульной машине. По пути он объясняет: основная аварийность связана с нетрезвыми водителями, на эти ДТП обычно приходятся самые тяжкие последствия. И отслеживать таких водителей нужно даже по гуманистическим соображениям.
– Понимаете, я ведь тоже водитель. И я хочу ездить по безопасным дорогам, чтобы со мной и моей семьей по пути ничего не произошло. И у нас цель такая: делать дороги безопаснее для всех, – ведет нас к служебной «Шкоде» командир взвода.
Как выглядит изнутри машина инспектора, знает, наверное, каждый водитель: рация, спецсигнал, регистратор. А еще всегда наготове алкотестер – это уже для особых случаев.
– Пьяных водителей бывает видно даже издалека. Он, увидев сотрудника, может резко перестраиваться или тормозить, кто-то банально не включает свет. И бывает, когда дверь открываешь, характерный запах из салона сразу. Наркотическое состояние иное, здесь сложнее. Сотрудники изучают поведение таких людей по соцсетям, роликам. У них другое поведение и взгляд, начиная от зрачков, – делится опытом инспектор.
На месте проверки уже развернулся ПАЗ наркологии: внутри оборудован кабинет, куда приглашают необычных граждан. Несколько сотрудников орудуют жезлами. Иногда они смелым и ровным шагом выходят на дорогу, не все водители сразу понимают, что сигнал направлен на них. Работа явно не для робких парней: кто-то возмущается остановкой.
– Проверка какая-то! Еще стоите тут с наркологией! Я тут че вообще? Братан, отвечаю, я нормальный, – возмущается смуглолицый нарушитель с тонировкой. Сотрудник вежливо доносит ему: все проверки в рамках профилактического мероприятия.
У автолюбителей есть убеждение в том, что некоторые модели авто останавливают чаще. Инспекторы так не считают. Обычно есть сторонние признаки. Например, обвешанный фарами тюнингованный внедорожник – там зачастую на лицо все нарушения. Или вот, лихой парень на «Десятке» что-то резко сбавил скорость перед постом.
– Мы его проверили! Подул у нас. 0,158 промилле! А от 0,160 уже лишение. Повезло ему, – улыбается один из инспекторов.
На обочину машины отправляются одна за другой, почти подряд. Сотрудник как на заводе: проверил одно авто — и сразу за другое, никакого простоя.
Решил провериться и я: вечером во мне случайно оказалась пара бокалов хмельного напитка. Мощно дую. Сердце немного замирает: лишился бы я сейчас прав или нет? Нет, все в норме – прибор показал 0 промилле.