Варили сосиски на общей кухне и слушали Pink Floyd

Студенчество часто называют лучшим временем в жизни. Это целый мир, в котором общаются, знакомятся и получают новые знания. Но современным студентам одного лишь этого мало. Сейчас большое значение для них имеют пространства: удобные лекционные залы, коворкинг и студенческие городки – все это создает атмосферу, которая, по мнению студентов, способствует творчеству и их личному развитию. Пока абитуриенты определяются с выбором учебного заведения, КП-Челябинск узнала у известных южноуральцев, что из себя представляла студенческая жизнь в советскую эпоху и было ли в ней место комфорту, читайте в нашей статье.

Ирина Гехт, первый вице-губернатор: «Таких вкусных пончиков с повидлом, которые продавали в нашем корпусе, я до сих пор нигде не видела»

Ирина Альфредовна училась на историческом факультете Челябинского государственного университета. Признается, гораздо сильнее чувствовала себя в физике и математике, но после того, как в 10 классе появился педагог по истории, все изменилось:

— Она зажгла страсть к предмету, потому и выбрала для себя историческую специальность. Подготовилась к экзаменам за год. Тогда был большой конкурс: 14 человек на место. А медалисты могли сдавать всего один экзамен. Я получила «пятерку», меня освободили от остальных экзаменов, и я отправилась в совхоз.

В сельских районах Советского Союза всегда нуждались в рабочих руках. Местные колхозники не проявляли особого энтузиазма в работе, и урожай часто гнил на полях. Чтобы его спасти, на помощь колхозам и совхозам отправляли студентов. Обычно это происходило осенью, но Ирине Альфредовне пришлось побывать там еще и летом – сразу после экзамена:

— Наше студенчество было неразрывно связано с сельским хозяйством. Как поступила, сразу отправили в подшефный совхоз «Витаминный», где я работала в полях. Почти три недели там находилась, пока остальные сдавали экзамены. Сеяла, а осенью поехала в то же поле, собирать урожай.

Студенческая жизнь тогда была насыщена экспедициями, библиотечно-архивными практиками, всевозможными квартирниками. Условия, в которых учились, были простыми. В то время на это особо не обращали внимания:

— Корпус университета находится на Теплотехе – это здание стандартной школы, условия там были такие же, как в школе. Зато рядом работала пельмешка, а курсе на третьем открыли первое кафе, в котором продавали комплексные обеды. У меня тогда была повышенная стипендия – 14 рублей, и я много чего могла себе позволить. Например, периодически доехать до университета на такси, или пообедать в том же кафе.

Я жила дома, но мы приходили в гости к однокурсникам в общежития. Конечно, мне там было не очень комфортно. Поэтому хочется, чтобы сейчас условия для проживания были максимально удобными для студентов. Это время очень необычное, комфортное для учащихся. Есть коворкинг, кафе – есть где пообщаться, поработать и пообедать. Хотя, признаюсь честно, таких вкусных пончиков с повидлом, которые продавали в нашем корпусе, я до сих пор нигде не видела, – улыбаясь, говорит Ирина Гехт.

Олег Митяев, народный артист России: «Ездить на занятия приходилось к восьми утра через весь морозный Челябинск»

По словам Олега Митяева, выбрать место учебы было несложно, все складывалось само собой. Получить первое образование помогла песня, второе – любовь к воде. В то время артист жил у озера Смолино, и, как признается, сам Бог велел ему плавать. Ну а третий диплом настоятельно рекомендовали получить друзья и знакомые. Ему пророчили великое актерское будущее:

— Из-за любви к песне «Марш монтажников» я в 71-м году поступил и случайно закончил монтажный техникум в родном городе Челябинске, – рассказывает Олег Митяев. –Я тогда подумал: «Вот это работа! Вот это жизнь!» Но потом, когда столкнулся с сопроматом, с другими точными науками, загрустил. К тому же ездить на занятия приходилось к восьми утра через весь морозный Челябинск. Но тут я для себя сформулировал: «Надо брать себя в руки. Если я сейчас не привыкну работать, то все пойдет прахом…». И ходил на занятия, получая какие-то оценки, очень четко при этом понимая, что все это не мое… И еще я увлекся плаванием, даже стал перворазрядником, но тут внезапно наступила армия. Я активно занимался спортом, плавал, и как-то мне обещали, что без армии обойдется. А в итоге получилось так, что вечером я еще тренировался, а утром оказался налысо обритым.

А потом – Институт физкультуры по специализации «плавание». Поразительно, но закончил я его с отличием, у меня не было ни одной четверки, и я получал Ленинскую стипендию. При этом я не так уж блистал знаниями, сколько играл образ знающего человека. Тогда и подумал: «А не актерская ли профессия мне уготована?» Практически все знакомые тогда утверждали, что я учусь не там, где надо… Участие в конкурсах художественной самодеятельности и страсть к лицедейству привели меня в театральный институт (ГИТИС), который в 1992-м году я, как ни странно, тоже закончил. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось, так как с 1980 года я сочиняю песни и пою их, где попросят, – делится артист.

Леонид Вахрамеев, председатель совета директоров компании «Интерсвязь»: «Вот поставишь пельмени вариться на общей кухне, отойдешь на минутку, а твою кастрюльку уже кто-то забрал»

Выпускники советских школ часто останавливали свой выбор на местных вузах. Поближе к семье и дому. Как говорится: «где родился, там и пригодился». Тогда еще абитуриент Леонид Вахрамеев тоже решил никуда не уезжать из Челябинска, поступил в Политехнический институт (ЮУрГУ) и ни разу об этом не пожалел:

— У меня мама — врач, отец — инженер. И выбор стоял между этими двумя специальностями. Но родители не давили на меня, говорили, чтобы я выбрал сам, на кого пойти учиться. Я решил поступать на инженера. Я бы и в меде хорошо учился, но до ЧПИ добираться мне было проще от дома. Тогда для поступления нужны были математика, физика, сочинение… Сочинение самое страшное было, конечно. Да и вообще страшно было сдавать экзамены. Конкурс поступающих был большой, человека 4 на место.

Учиться, по словам Леонида Александровича, было совсем не сложно, скорее – интересно. Но одной учебой дело в институте, конечно, не заканчивалось. На отдых он часто выбирался к друзьям в общежитие. Там и еду готовили вместе, и песни под гитару пели:

— Я часто там бывал, ночевал. Варили сосиски на общей кухне. Это конечно была особая атмосфера, какая-то своя жизнь. Вот поставишь пельмени вариться на общей кухне, отойдешь на минутку, а твою кастрюльку уже кто-то забрал. И вот ты ходишь по этажам, ищешь по запаху где пельменями пахнет. В одну дверь постучишься, в другую. А потом найдешь закрытую, из-за которой пельменями пахнет и понимаешь, кто воришка.

Еще история была, когда друзья привезли пластинку Pink Floyd. Тогда были так называемые «фарцовщики». Они возили магнитофоны, например, пластинки, вещи всякие. И вот кто-то привез эту пластинку. В общежитии была комната отдыха, а ключ от нее был у конкретного, какого-то самого лучшего студента. И вот надо было с ним договориться как-то, на что-то обменять этот ключ от комнаты. И мы вот так собрались, много человек и слушали эту пластинку. Это было конечно событие грандиозного масштаба, потому что вот только недели две назад этот альбом где-то там вышел, а сейчас ты его слушаешь.

Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор кафедры теории массовых коммуникаций ЧелГУ: «Доказывать, что у нас трудовая семья, где вообще не принято ни отдыхать, ни собой заниматься, было бесполезно»

Марина Викторовна с детства мечтала о карьере филолога по совершенно необычной для ребенка причине. В 11 лет она познакомилась с романом «Война и мир» Льва Толстого, впечатления настолько вскружили ей голову, что выбор будущей профессии был очевиден. Правда, обучение ей принесло немало неприятностей:

— Решила ехать поступать в Москву, в МГУ. Но родители меня искусно отговорили. Мама потом рассказала, почему – они оба считали, что я, само собой, провалю экзамены – не потому, что мне «ума не хватит», а потому, что «в Москве все схвачено», – и на всю жизнь буду травмирована этим провалом.

Думаю, они приписывали мне слишком много амбиций, которых у меня ни тогда, ни потом не было. И пошла я на филфак в Челябинский госуниверситет скрепя сердце, поскольку деканом там была моя мама – а я, стало быть, «деканской дочкой». И поэтому все мои годы студенчества были этим фактом отравлены: на первой же паре одна наша преподавательница почти брезгливо прокомментировала мой развернутый ответ про разбор по составу слова «привет». Примерный смысл был такой: «и не надо забывать, что в аудитории сидят те, кто стоял у станка, пришел из рабочих кварталов сюда учиться, и слушать всяких белоручек из деканских семей им, конечно, неприятно…»

Мне не дали Ленинскую стипендию, хотя я без всяких натяжек и поблажек училась легко и успешно. Так и сказали – «Да, заслуживает, но она же деканская дочка…». Тогда вместо слова «коррупция» в ходу была «семейственность». Так что годы моего студенчества не были комфортными. Правда, в нашей чудесной группе Р-116 отношения со всеми почти сложились замечательные – причем с самого начала, даже после злополучного разбора слова «привет».

Одно утешение и сейчас помню: «Да брось ты переживать! Столько неумного народа на свете». Почему-то эти простые слова очень мне помогли, хотя бы не разрыдаться – ведь исправить свое происхождение я не могла, а доказывать, что у нас трудовая семья, где вообще не принято ни отдыхать, ни собой заниматься, было бесполезно.

Но если вообще говорить о «комфорте», то тогда – в наши годы – мы все просто бредили переменами, новыми именами в литературоведении, новыми книгами (как раз началась публикация запрещенных романов) и новыми подходами. Комфортным считалось обучение трудное, элитарное, переполненное знаниями, закрытыми для всех других. В нашей группе точно был культ всей этой «высокобровости», и чем сложнее, герметичнее, экзотичнее был предмет, тем счастливее мы себя чувствовали.

А каким видят комфорт современные студенты? Их потребности в разгар приемной кампании выясняют журналисты «Комсомольской правды». Как признаются сами ребята, при выборе места учебы для них большое значение имеют не только транспортная доступность или лояльность педагогов, но и наличие вкусных столовых и чистых уборных. А что в свое время было важным для вас? Голосуйте за понравившийся вариант по ссылке. Итоги подведем 13 июля.

Поделится