Больше не «место силы»? Как меняется образ Аркаима и почему ученые спорят с журналистами

Одно из самых загадочных и обсуждаемых мест России — археологический памятник Аркаим. Это «место силы», древний город и объект научных исследований одновременно. Почему один объект рождает столько разных образов? Кто и как сегодня формирует репутацию этого места в новостях, соцсетях и личных рекомендациях? Ответы исследователь, который изучает Аркаим не как археолог, а как филолог и медиаспециалист, доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа ЧелГУ Марина Загидуллина.

Программа «Такая наука» посвящена научным достижениям южноуральских ученых. Ведущая — доктор филологических наук, доцент Анна Таскаева.

— Марина Викторовна, ваш исследовательский проект, получивший грантовую поддержку, посвящен материализованной идентичности на примере Аркаима. Что это значит? Как материализуется наша память и идентичность в таком месте, как Аркаим?

— Это и есть фишка нашего проекта! На самом деле ни идентичность, ни память не существуют в виде каких-то абстрактных феноменов. Они всегда очень конкретны. Если говорить об идентичности, то она выражается, например, хотя бы в признании себя человеком — «я такой-то». Эти слова — уже материальная данность, в которой человек сам себя определил. Не всегда, конечно, люди могут так четко сказать, кем они являются, поэтому есть и другая сторона медали: идентичность проявляется не только в словах, но и в предметах, в деятельности. Проще говоря, человек берет определенные предметы, совершает с ними определенные действия, а исследователь может интерпретировать их как проявление идентичности. Таким и был наш подход к анализу потоков туристических групп на Аркаиме.

Конечно, это была амбициозная задача. За два года мы опросили 926 посетителей — это действительно много, поскольку у нас была конкретная задача — разговаривать лично. В большинстве случаев мы сами заполняли анкету по ответам респондентов. Иногда человек, например, говорит одно, а потом из пяти проверочных вопросов следует совсем другое. Мне пришлось учить коллектив и учиться самой, ведь мы не были профессиональной группой социологов. Большинство наших специалистов являлись культурологами и медиаспециалистами. Спасибо Челябинскому государственному институту культуры, который примкнул к нашему проекту, Людмиле Борисовне Зубановой и ее аспирантам, которые составили хороший костяк профессионалов в этом вопросе.

Хочу отметить, что, в общем-то, нам повезло. Люди на Аркаиме попадают, видимо, в ауру этого пространства и становятся очень отзывчивыми и открытыми. На улице в городе, может быть, ты не встретишь такой отзывчивости. Они спрашивали, откуда мы и где можно будет познакомиться с результатами опроса.

— Действительно, большое и интересное исследование. В своих работах Вы пишете, что вокруг Аркаима разворачивается борьба дискурсов. С одной стороны, научная, археологическая точка зрения: это археологический памятник и объект научных исследований. С другой — мистический: Аркаим как место силы. Почему один объект породил такую полярную интерпретацию? Какой из этих образов доминирует сегодня?

— На самом деле, помимо этих двух точек зрения есть еще и гигантская основная масса сообщений об Аркаиме в официальных СМИ. Это событийные вещи, которые ничего не объясняют: пожар, мероприятие, сильный ливень. То есть региональные новости, адресованные тем, кому уже не надо с нуля объяснять, что такое Аркаим. Еще есть политическая тематика, связанная с работой властей, в последние годы активно вовлеченных в развитие территории Аркаима.

Также хочу сказать, что для средств массовой информации тема мистического Аркаима не очень свойственна. Есть негласное табу: про это не пишем или пишем иронически. Вряд ли кому-то хочется прослыть человеком, который продвигает ненаучные концепции. Есть отдельные телевизионные проекты, например, фильм с Михаилом Задорновым, где поднимается тема энергии на Аркаиме или выпуски на РенТВ. Это самое начало 2000-х годов. Если проверить вручную две с половиной тысячи публикаций в федеральных СМИ, будет понятно: мистика — крайняя редкость.

Из недавних и современных инициатив: есть фильм «Аркаим. Колесница времени». Там есть смелые открытия, новизна, но тема мистики не использована. Все, что связано с «мистическим Аркаимом», ушло в «изустные истории». Посетители заповедника хором отвечали, что узнали о нем от тех, кто там уже побывал. Причем ответ о фильме Задорнова крайне непопулярен — около 5%.

Правда, археологи недовольны журналистами. Я помню, у нас даже был круглый стол, где чуть ли не до драки дошло. Археологи говорили: «Вы должны прийти и подробно расспросить нас, а после уже создавать качественные материалы для аудитории!». А журналисты отвечали: «Вы нас не зовете, ничего не показываете. С чем мы пойдем к своему читателю? Что нашли еще один керамический обломок?».

— Если представить типичного туриста на Аркаиме, что мы можем сказать о нем по роликам, которые снимают посетители и блогеры? Насколько я знаю, Вы обнаружили, что существует некий набор негласных правил, по которым создаются эти ролики.

— Да, это очень интересный момент, когда создается определенный образец, хотя никто его никому не навязывал. На видео подобного рода мы всегда увидим тяжелую дорогу, причем это будет подчеркнуто, так как Аркаим находится территориально далеко от любых центров. Когда люди приходят на сам памятник, то в обязательном порядке они восходят на Шаманку, проходят по спирали и заходят в сувенирные лавки. Это минимум, который обязательно будет в любом ролике. Конечно, могут добавиться купание в речке, посещение музея, но не самих памятников. Ведь территория памятника закрыта и нужно заплатить более 600 рублей, чтобы попасть туда с экскурсией. «Мы знаем, что есть памятник, но мы не пошли», — вот так говорят. Картинка бедная. Посмотрев такой ролик, зритель не восхитится.

У нас был любопытный вопрос: «Если бы вы могли привезти из Аркаима только одну фотографию, то фото чего бы это было?». Люди терялись. Хоровой ответ состоял из степей и гор. На Аркаиме нет даже узнаваемой фотозоны, которая бы репрезентировала это место, а ауру нельзя взять и положить в видео.

— Продолжая разговор про туризм и про развитие Аркаима, напомним, что в 2022 году началось проведение этнокультурного фестиваля «Аркаимское солнцестояние». Вы отметили, что это стало достаточно успешным инструментом управления репутацией места и трансформации сложившегося медиаобраза.

— Это прекрасный, но одинокий случай. Один раз Аркаим получил грант и отработал его по полной программе. На самом деле, у меня было много сомнений, но, когда мы опрашивали людей в 2023 и 2024 годах, то они дали обратную связь. Они с восторгом вспоминали 2022 год, как там тогда было здорово! Вспоминали театр под открытым небом, атмосферу. Оказалось, что официальные «акторы» и менеджеры места прекрасно могут вписаться в это природное явление, непротиворечиво сделать это культурным событием для всех тех, кто приехал туда и за энергией, и за историей. Лучший способ перезагрузки для Аркаима: не разделять его на два туристических потока эзотерики и науки.

Поделится