«Боже, зачем я это делаю?»: челябинка покорила библейскую гору Арарат за три дня

Челябинка Люцина Мухутдинова совершила восхождение на легендарную гору Арарат (5137 м). Это ее второй пятитысячник — годом ранее она покорила Эльбрус (5642 м). Девушка рассказала «КП» — Челябинск», как готовилась к экспедиции, с какими трудностями столкнулась и почему Арарат оказался сложнее, чем она ожидала.

От мечты к реальности: как появилась идея штурмовать Арарат

Люцина — предпринимательница, развивает свой бренд одежды, организовывает благотворительные вечера, ярмарки хенд-мейда. В 2023 году, после поездки в Приэльбрусье, она увлеклась горами.

— Я тогда просто гуляла по склонам, смотрела на вершины и поняла: хочу подняться на Эльбрус. В 2024-м я это сделала — было тяжело, но невероятно круто! Мы с друзьями стали обсуждать, куда отправиться дальше. Рассматривали Казбек, но потом вспомнили про Арарат. Я видела его в прошлом году из Армении — такая мощная, величественная гора! И тогда решила: это мой следующий вызов, — вспоминает она.

Арарат привлекает не только своей мистической историей (согласно Библии, именно здесь остановился Ноев ковчег), но и особенностями восхождения.

— В отличие от Эльбруса, ты идешь снизу, от самого подножия. Это редкий случай, когда можно пройти весь путь от начала до конца без заброски. Мне это показалось очень символичным, — объясняет Люцина.

Оказалось, что попасть на Арарат — уже настоящее приключение. Гора хоть и является одним из главных символов Армении, но уже почти 100 лет принадлежит Турции. Попасть через Ереван (казалось, это ближе всего) туда не получится.

— Мы летели из Челябинска в Минеральные Воды, потом ехали до Владикавказа, оттуда — в Тбилиси, а уже из Грузии — на машине 6-8 часов до турецкого города Догубаязит. Это не туристическое место — там ничего нет, кроме самой горы. Все, кто приезжает сюда, делают это только ради восхождения, — рассказывает девушка.

Спорт, витамины и 20 кг снаряжения

Покорять вершину Люцина собиралась в компании друзей. Год назад они вместе совершили восхождение на Эльбрус, поэтому знали, что нужно делать. И подготовкой озадачились за несколько месяцев до подъема.

— У нас была та же схема тренировок, что и перед Эльбрусом: бег, функциональные нагрузки. Я бегаю полумарафоны, но горы — это совсем другая история. Тут важна не только выносливость, но и умение идти в своем ритме, слушать тело, — говорит она.

Перед экспедицией группа принимала витамины и специальные препараты для профилактики отеков. С собой на восхождение взяли специальную экипировку с термобельем. Но померзнуть ребятам все-таки пришлось.

— Экипировка весила около 15-20 кг. На Арарате не так холодно, как на Эльбрусе, но перепады температур огромные: внизу было +37°C, хотя казалось, что все +300, а на вершине — -10°C с ветром 60 км/ч. Я мерзлявая, поэтому для меня это было серьезным испытанием, — признается Люцина.

Три дня до вершины

Маршрут занял три дня. В первые сутки компании ребят пришлось совершить подъем до базового лагеря на высоту 3200 метров. Второй день был посвящен акклиматизации. Люцина вместе с друзьями поднялась на 4800 метров, а затем спустилась вниз на ночевку. Финальный день был посвящен штурму вершины.

— Мы вышли в два часа ночи. Шли в темноте, с фонариками. Видимость была нулевая — вокруг только туман. Рассвет застал нас уже на подъеме, но солнце появилось только тогда, когда мы начали спускаться, — вспоминает Люцина. — Эту часть пути мы преодолели еще за пять часов.

Покорение вершины оказалось самым сложным из всего приключения. Но сдаваться нельзя.

— Последние 20 метров я буквально ползла. Ветер сбивал с ног, сил уже не было. Но когда ты понимаешь, что вот она — вершина, — это такой кайф! Хотя в тот же момент думаешь: «Боже, зачем я вообще это делаю?» — смеется она.

Курды, палатки и горное гостеприимство

Организовать отпуск дикарем здесь не получится. На Арарат нельзя подниматься самостоятельно — обязательно нужен проводник из числа курдов — это народ, который проживает там.

— Они там родились и выросли, знают каждый камень. Это их заработок, но они делают все на совесть: кормят, помогают с палатками, даже воду на лошадях привозят. В России такого сервиса в горах нет! — восхищается Люцина.

О таких тонкостях знают далеко не все туристы.

— Прямо при нас история была. Одна семья дикарями хотела покорить гору. Их остановили внизу — дальше не пустили. Им пришлось найти человека, который будет их сопровождать. Все туристы оставляют курдам свои данные, они потом проверяют, что ты действительно поднялся и спустился обратно.

Туристов на Арарате немало. В базовых лагерях Люцина с друзьями встретили и россиян, и итальянцев, и турков, и испанцев.

— Там теплее, чем на Эльбрусе, поэтому появляется желание общаться. Все друг с другом болтают, спрашивают, откуда приехали. Атмосфера располагает, — улыбается девушка.

Несмотря на успех, Люцина признается: второй раз на Арарат она не поедет.

— Слишком сложная логистика. Но для первого пятитысячника — это отличный вариант. Там не так холодно и атмосфера потрясающая: люди со всего мира, много языков вокруг… Это был незабываемый опыт!

Чтобы любое восхождение на горы было максимально комфортным, Люцина рекомендует обязательно нанимать сопровождающего:

— Некоторые люди считают, что модно подниматься куда-то без гида. Не надо так делать. Не нужно экономить на гиде. Ваша жизнь дороже. На высотах от 4000 метров ваш проводник — это ваша безопасность.

Чтобы повторить такое восхождение, туристам придется потратить не менее 100 тысяч рублей. По словам Люцины, в эту сумму входит сам подъем, а также размещение в отелях у подножия горы для того, чтобы отдохнуть после экстремального путешествия.

Трансфер из Тбилиси в Догубаязит ребятам обошелся в районе 3500 рублей с человека в одну сторону. Компания арендовала одну машину на пятерых. Экипировка, признается Люцина, покупалась задолго до путешествия. Кое-что осталось с предыдущего восхождения. Поэтому получилось слегка сэкономить.

Восхождение на Арарат стало для Люцины не просто спортивным достижением, но и испытанием силы духа. Теперь девушка планирует новый маршрут с покорением новой вершины.

Поделится