— Оказалось, что бритая налысо голова — это и правда стильно и красиво! А новый образ, о котором давно мечтала, но боялась рискнуть, я получила по полису ОМС, — с улыбкой рассказывает Елена Жданова. Каждый день для нее — испытание и борьба со смертельной болезнью. Из-за онкологии она потеряла грудь и волосы, но научилась надежде и любви к себе.
«Удалили грудь. Впереди пять лет лечения»
Несколько лет назад многодетная мама Елена решила поступить в колледж ЮУГМУ на «лечебное дело», пишет КП-Челябинск. Она умудрялась воспитывать троих детей и учиться на очном отделении. На первом курсе проходила практику в отделении онкологических опухолей молочной железы в Челябинском центре онкологии и ядерной медицины. Но тогда яркая рыжеволосая женщина и подумать не могла, что скоро окажется там в роли пациентки.
— Эта история началась года два назад, когда муж и папа моих детей нас предал. Вообще сколько знаю историй про онкологию, многие из них про колоссальный и длительный стресс. Такой, когда не можешь месяцами есть, дышать, жить. Все системы организма с позиции физиологии начинают работать ненормально. Так что для меня диагноз не явился новостью. Я получила «удар в грудь» во всех смыслах слова, — говорит Елена.
Лена считает, что ей повезло, ведь заболевание обнаружили на такой стадии, когда лечение еще может помочь. Она решила проверить уровень железа в крови. Анализы показали очень высокий уровень ферритина, особого водорастворимого белка, который показывает усваиваемость железа в организме. Это был первый звоночек, нужно было срочно обследоваться на онкологию.
— Мне повезло записаться на УЗИ к одному из лучших в стране специалистов. Именно он сразу сказал слово «злокачественная» и рекомендовал гистологию методом трепан-биопсии. Потом, уже накануне операции, три врача УЗИ-диагностики на трех разных аппаратах не видели в новообразовании рисков, — рассказывает женщина.
Сильно помогло медицинское образование и практика в онкоцентре. Елена знала, как происходит лечение и как позаботиться о себе и своем здоровье:
— Мой фокус внимания был и остается сосредоточен на чисто медицинском любопытстве: как это на самом деле. Жизнь дала шанс удовлетворить это любопытство в полном объеме… Я выбила страйк по лечению: недостаточно оказалось только удалить левую грудь и лимфоузлы. Сразу после операции хирург предупредил, что впереди предстоит и химиотерапия, и лучевая, и гормональная на пять лет.
Другие методы лечения понадобились из-за того, что по организму Лены уже пошли метастазы. Лечение будет долгим.
«Яркие сережки и бусы вместо волос и груди»
Лене 42 года, она получала медицинское образование и, конечно же, много читала про рак молочной железы. Она уверена, что онкологию демонизируют, поэтому, только узнав диагноз, многие уже опускают руки.
Сама Елена старается не думать о болезни как о чем-то страшном. Все свои силы концентрирует на том, чтобы помочь своему организму легче проходить каждый этап лечения. Перед операцией каждый день делала зарядку, чтобы мышцы были эластичными. Сейчас правильно питается, перед химиотерапией сделала гигиену зубов, а перед лучевой пила растительное сыродавленное масло, чтобы уменьшить травматизацию пищевода.
Елена Жданова:
— Нет никакого смысла тревожиться о том, на что вы не можете повлиять. Да, у меня онкология, и благодаря этому я столько всего узнала! На месте шрама от удаленной груди можно рисовать великолепное перо, как у Жар-птицы. Я теперь мама-киборг! У меня есть настоящий ПОРТал, порт-система, которая сберегла мои вены во время химиотерапии. Скоро буду ЛУЧистой мамой от лучевой терапии. А еще у меня теперь много крупных и ярких сережек и бус. Ношу их вместо волос и груди.
Своему лечению Лена посвятила мини-блог в «ВКонтакте», который ведет на своей страничке. Там она рассказывает о том, как ее отказались стричь налысо в модном барбершопе и пришлось стричься в обычной дешевой парикмахерской, как заболевание поменяло ее ценности. У нее на странице много смелых и красивых фотографий.
— В Челябинске я с однокурсницей сходила на фотосессию. Мы изумились, какие необыкновенно красивые вышли под софитами! Да, без груди, без волос, с лишними килограммами от отеков и лежания без сил… Но красивые, — говорит Елена.
«Дети любят маму любой»
Елена лечилась в лучших клиниках Челябинска и Москвы. Она уверена, что финансирование этой сферы здравоохранения на Урале иногда лучше, чем в столице:
— Вообще по ОМС можно получить очень дорогое лечение. Но при условии, что ты достаточно болен.
Однако важны в больницах не только врачи и оборудование, но и настрой. Женщины с таким страшным диагнозом стараются поддерживать друг друга и помогают улыбаться тогда, когда на это просто нет сил.
— С теплотой вспоминаю, как мы в МОНИКИ (Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени Владимирского. — Прим. ред.), где мне удалили грудь, обменивались вкусняшками, забавными историями, танцевали зумбу в трусах! А еще плакали, мыли друг другу головы в раковине, пытались разглядеть в окно, где же он, цирк на Цветном и Большой театр, — вспоминает женщина.
Елена уверена: если ты остался с бедой один на один, нужно кричать о помощи. И тогда обязательно кто-то откликнется.
У женщины есть три сына — 6, 8 и 11 лет. Сейчас она не может о них полноценно заботиться, возить на тренировки в бассейн и ходить на экскурсии. Все силы уходят на лечение. К сожалению, мальчишек не смог забрать их отец, с которым Лена развелась. Поэтому иногда ей приходится оставлять сыновей в Семейном центре:
— Органы опеки — это не страшно. Интернаты теперь называются семейными центрами, и там отличные педагоги и медики для детей. Важно помнить, что дети принимают маму любой. И нормально показывать им маму в болезни. Они даже шрамы могут помогать обрабатывать.
Сейчас Лена проходит очередной тяжелый этап лечения. Но всегда находит время на встречи с сыновьями.