Ася Лавринович: «Не хочу, чтобы мои герои страдали, а я вместе с ними»

Ася Лавринович — писательница родом из Челябинска, автор популярных романов о любви в жанре young adult. Два года назад по ее книге «Загадай любовь» был снят одноименный сериал. Журналист «Комсомолки» пообщалась с Асей Лавринович на «Рыжем фесте», который прошел в Челябинске с 26 по 28 сентября. Поговорили о пути из криминальной журналистики к написанию книг с обязательным хэппи-эндом и отзывах мальчиков на книги о любви.

В детстве и юношестве вы увлекались чтением, театром и прозой, но, когда пришло время поступать в университет, выбрали юридический факультет — почему?

— В интернете размещена недостоверная информация. Я просила изменить это, но до сих пор ничего не сделали. На самом деле у меня второе (неоконченное) юридическое образование, а первое — журналистское, а не наоборот, как указано в поисковиках. Я обучалась на журфаке Южно-Уральского государственного университета.

— Вы работали в СМИ — писали про криминал и спорт. Почему вы ушли от такого формата работы?

— Я ушла из журналистики во фриланс, потому что поняла, насколько я интровертна.  Как выглядит работа журналиста? Ты приезжаешь в редакцию, у тебя горят дедлайны и сообщения от коллег, ты не знаешь, куда бежать, кому звонить, что узнавать. Для меня это было очень тяжело — выход из моей зоны комфорта. Я осознала, что работа наедине с собой для меня более подходящая. Даже когда мне дают задание написать статью на большое количество знаков, но где есть полет фантазии, где я могу разгуляться, и меня никто не торопит, я понимаю — это то, что мне необходимо. Постоянно добывать информацию, общаться с новыми людьми для меня непросто.

После этого, кстати, я решила попробовать себя в юриспруденции, так как у меня в семье много юристов. Я подумала, что, возможно, это и мое призвание тоже, но нет — я забрала документы и уехала в Санкт-Петербург.

— Вы используете принцип обязательного хэппи-энда. Вам самим нравится читать книги с трагичной или грустной концовкой? А как же тот факт, что в жизни не всегда бывают хэппи-энды?

— Я ничего не имею против таких книг. Вспоминая свой читательский опыт, могу сказать, что такие книги меня больше потрясали в юности. Например, «Гроздья гнева» Стейнбека, «Прощай, оружие!» Хемингуэя или «Госпожа Бовари» Флобера. Конечно, подобные произведения оставляют отпечаток у тебя внутри, особенно в юности, когда ты запоминаешь их на всю жизнь. При этом самой писать мне больше нравится со счастливым концом. Не хочу, чтобы мои герои страдали, а я вместе с ними. Я считаю, что сейчас в современной прозе очень много тяжелых книг, остросоциальных. Новости не очень радостные, чаще всего. Жизнь в целом такая штука, что тебе постоянно нужно куда-то убежать, отвлечься или расслабиться. Мне хочется, чтобы мои книги были как раз такими, чтобы, окунаясь в них, можно было забыть все негативное, что вокруг.

— Вы достаточно интровертная личность. Тяжело совмещать в себе такую натуру и писательскую деятельность? А что насчет встреч с читателями, например

— Я не волнуюсь перед встречами с читателями. Конечно, был страх перед первыми встречами и интервью. Четвертый год моей нормой в расписании являются еженедельные поездки в другие города и участие в различных мероприятиях. Представьте, что вы каждые четыре дня встаете утром в аэропорт, едете куда-то, общаетесь, знакомитесь сначала с коллегами, потом с читателями. Сейчас моя интровертность скорее заключается в том, что после таких «волн» общения мне необходимо время для восстановления. Если я приезжаю домой, то не выхожу из него хотя бы пару дней. Я понимаю, что это часть моей работы. Для меня общение с читателями — это вдохновение и мотивация. Читатель — это главный двигатель, почему мне хочется писать историю. Я вижу отклик, я общаюсь с девчонками, реже с мальчишками, которые читают, но все-таки читают книги.

— Как думаете, парням было бы полезно читать больше ваших книг для более четкого понимания нашего мировоззрения и представлений о любви?

— У меня есть опыт общения с парнями на эту тему. Например, есть история, связанная с моей книгой «Нелюбовь сероглазого короля». Это произошло, когда я еще была на платформе самиздата, и у меня не было договоренностей с издательством. Я выкладывала главы в процессе написания произведения, а не все одним разом. Тогда в личные сообщение мне пришел отзыв одного мальчика. Я запомнила его имя — Степан! Он писал, что, благодаря главному герою Роберту, он учился общаться с девочками. Для него это действительно было некое пособие. Роберт, правда, является одним из самых любимых мужских героев среди моих читательниц.

— Ведете ли вы сейчас работу над книгой? О чем она будет?

— В середине октября выйдет новинка — «Перевоспитать тихоню». Это будет школьная история про спор и фиктивные отношения. Девочка-старшеклассница переводится в новую школу и, чтобы заглушить переживания, ввязывается в спор с новой одноклассницей, что сделает музыкальную группу из непопулярных ребят. Я использовала новый для меня троп, где тихоней является не девушка, а парень. Девчонка, наоборот, бойкая. Из этой концепции и родилось имя главного героя — «Тихон». К тому же я выбрала мальчику необычное хобби — вязание.

— А вы не боитесь, что в какой-то момент идеи иссякнут?

— Боюсь, честно, боюсь. Я каждую книгу пишу, как последнюю. У меня нет множества идей или сюжетов наперед, только упомянутые заметки. Действительно, иногда мне кажется, что вот сейчас я напишу и, возможно, это последняя моя работа, но нет, проходит время, и меня все равно опять что-то цепляет. Эти голоса в голове никогда не прекращаются.

Поделится